Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.
Отметим, что в нашей стране после распада СССР и связанной с ним теории «научного коммунизма», который во многом выполнял религиозные функции, образовался духовный вакуум, - советские духовные ценности рухнули, дореволюционные типа «царь, Бог, отечество» были уже неактуальны.
Страну в первой половине 90-х годов XX в., наводнили традиционные и экзотические культы, которые и стали заполнять этот вакуум.
В условиях глобального кризиса также наблюдается обесценивание духовных принципов современного общества, люди начинают искать идеологию, которая смогла бы поддержать их в столь нестабильное время, наполнить духовную пустоту, подарить надежду и стремление жить дальше.
Такое состояние также может привести к появлению религиозных учений различной направленности, которые в силу своей молодости и пассионарности будут активно бороться за расширение круга своих сторонников.
Идеология таких культов может содержать как традиционные для нашего народа ценности, быть открытой для сотрудничества с другими конфессиями, официальными властями. В тоже время, практика показывает, что могут появляться и отдельные «мессии», и религиозные группы, призывающие своих сторонников порвать с окружающим миром, свое имущество отдать организации, обрести новую, не имеющую ничего общего с предыдущей, жизнь в этой организации.
Здесь отметим, что не всегда такие культы являются деструктивными, т.е. не всегда они приносят однозначный вред обществу. Например, широко известная, всемирная организация «Свидетели Иеговы» также предусматривает изоляцию своих членов от окружающего мира, регулирует все их имущественные отношения, строжайшим образом регламентирует их поведение. Но она не призывает к эскалации насилия в обществе, к убийству иноверцев, предусмотрена процедура выхода из общины, помимо вербовки новых членов, «свидетели Иеговы» занимаются пропагандой основных христианских ценностей. В тоже время, запрет на переливание крови при несчастных случаях для своих членов и ряд смертей в этой связи вызвали широкий резонанс общественности, сделали деятельность этой организации незаконной.
Ирангейт и дальнейшее развитие кризисных явлений в правление Рональда
Рейгана
История современного президентства в свою очередь может быть разделена на три этапа. Период от Ф. Рузвельта до Р. Никсона (1933-1974 гг.), следуя определению, которое было введено известным историком А. Шлезингером-младшим, обозначают как «имперское президентство». Период правления Д. Форда и Д. Картера – как «ослабленное президентство». ...
Предмет и объект политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объек ...
Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в
тоталитарном государстве
Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать "тоталитарным максимумом", выделим пять основных признаков тоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первую очередь из анализа "тоталитарного максимума", то и все ...