Харизмой древние греки называли дар богов. Теперь это вера последователей в исключительные свойства своего лидера, которые обычно приписываются ему его окружением, его организацией и раздуваются мощными СМИ.
Термин харизма, который предложил М. Вебер, означает «экстраординарные качества личности, независимо от того, являются ли они реальными, желаемыми или предполагаемыми. Харизму нельзя купить, продать или передать по наследству: она уникальна и не тиражируема»[2]. Харизма «неистового воина» проявлялась в маниакальных приступах ярости, которые он испытывал в битве. Известно, что в Византии в Средние века таких воинов, одаренных харизмой, считали орудием войны. Харизма шаманов и магов выражалась в приступах мистического экстаза, которым они заражали и подчиняли толпу.
Харизматические вожди должны иметь некий физический недостаток или психический изъян, а также особенную личную историю. Обычно это весьма эксцентричные, неуравновешенные люди, часто – фанатики с горящим взглядом и отрывистой речью, иногда они приходят из другого региона или другой страны: нет пророка в своем отечестве. Сталин приехал из Грузии, Наполеон пришел с Корсики. Моисей заикался, Ленин – картавил, Рузвельт был разбит параличом, а Наполеон был чрезвычайно мал ростом.
То, что для обычного человека является недостатком, становится у харизматиков достоинством – символом магической власти. Они отделяются от остальных, и на них возлагается задача преодолеть общественный беспорядок и вернуть мир обществу.
Лидер подобного типа обладает чувством миссии радикального политического изменения и особого предназначения спасти нацию. Типичным для лидера выступает значимая личная представительность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии. Классическими историческими примерами можно назвать фигуры Ганди, Гитлера, Мао Цзэдуна (времен Великой культурной революции в Китае).
Полезное уточнение понятия вносит различие между «харизмой кутюрье» и «харизмой масс». Последняя относится к способности лидера апеллировать к массам, первое же соотносится со способностью вызывать преданность внутреннего круга, ядра сторонников. Одни обладают ярко выраженной харизмой кружка и не обязательно отличаются массовой харизмой. Ленин широко почитался среди большевистского ядра, однако спорным остаются вопросы: был ли он сильным оратором, и было ли широким признание его человеком особого предназначения в России в начале 20-х годов XX века. Первоначальное значение харизмы связано с притягательностью для масс. Тем не менее связь с внутренним ядром сторонников может быть важной, осуществляясь по-разному – управление партии из глухого уголка и обеспечение согласия политики с политикой лидера при помощи партийных соратников.
После Октябрьской революции Ленин обрел преимущество благодаря ореолу главы государства, вступившего на путь радикального социального изменения. Тем не менее не всякое занятие высшего поста дарит харизму.
Президентство дало Эйзенхауэру власть, притягательность и уважение, но не сделало его харизматическим лидером. Важно помнить основное значение харизмы – мощная поддержка личности, которую воспринимают как ведомую чувством особой миссии или предназначения.
Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.
Понятие политического режима. Власть и народ
Политический режим – важнейшая характеристика государства. Между тем история свидетельствует, что именно политический режим отражал и характеризовал реальную практику государственного управления. Ведь порой можно иметь вполне респектабельный «фасад» государства: · конституцию с набором демократических идеалов и принципов, · выборные пред ...
Современное состояние реформ в России.
России, чтобы двигаться дальше по пути цивилизации, надо расстаться с тем наносным, случайным, вредным, что появилось после 1991 г., т.е. реформировать реформированное. С одной стороны, сделать это гораздо сложнее, чем выходить из системы образца 1990 г., так как общество" потеряло доверие к реформам и реформаторам. У государства не ...
Осуществление
Преобразование, необходимое для личного блага каждого человека, должно совершиться, по мнению Штирнера, следующим образом: сначала значительное число людей перерабатывает себя внутренне и признаёт своё личное благо за высший закон, затем эти люди произведут и внешний переворот, т. е. разрушение права, государства, собственности, и этим п ...