Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской революции Робеспьера? А может быть наоборот? Вера Гитлера в собственное предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем самым углубилось кризисное состояние Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его к вере в наличие революционной ситуации в 1917 г.
Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию – удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случаи появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.
Часто слепое доверие и поклонение многих своему политическому лидеру подкрепляется господствующей идеологией, религией. Люди неохотно расстаются с верой, позволяющее им надеяться на лучшее будущее. Харизма способна выдержать даже крутые повороты и разрушается только неопровержимым банкротством. Часто она сохраняется и после жизни лидера, преемники которого ее эксплуатируют. Харизматическими лидерами были В. Ленин, И. Сталин, Б. Муссолини, Р. Хомейни, С. Хусейн (Ирак) и остаются М. Кадаффи (Ливия), Ф. Кастро (Куба) и некоторые другие в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В конформистских политических культурах такие лидеры провозглашаются вождями, чем подчеркивается их особая, подобная родоплеменной, связь с последователями.
Иногда харизматический лидер дает начало ряду традиционных – своих преемников, как было в СССР после В. Ленина и в Китае после Мао Цзэдуна. Случается, что традиционный лидер превращается в харизматического, что произошло ненадолго с Н. Хрущевым. Лидер, начавший как харизматический, может, растеряв харизму, в определенных условиях стать рациональным, как произошло к 1996 году с Б. Ельциным.
Введение.
Происхождение политических и правовых учений в социально-историческом плане связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности. Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появляются лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В те ...
Влияние католической церкви на политическую жизнь европейского общества
Связь католической культуры с политикой не сводится к одной лишь политической практике католиков (как иерархии, вплоть до папского престола, так и мирян, в том числе избирателей-католиков), а также политической идеологии, выраженной в церковных определениях или в произведениях католических публицистов. Эта связь проявляется еще в одном, ...
Исторический экскурс проблемы
Прекращение холодной войны, проходившей под знаком идеологического противостояния двух разнополярных систем с его проекцией на все без исключения сферы международных отношений, заложило предпосылки для конструктивного сотрудничества государств как на региональном, так и на глобальном уровне и позволило разблокировать переговоры по ряду о ...