Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:
· единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
· официальная идеология, признаваемая всеми;
· монополия власти на СМИ (средства массовой информации);
· монополия на все средства вооруженной борьбы;
· система террористического полицейского контроля и управления экономикой.
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:
· с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
· не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
· модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
· тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР (А. Инкельс).
Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день.
Генезис политических
партий. Природа
и отличительные признаки партий
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия парт ...
Проблемы формирования СНГ как международно-политического
региона, или есть ли будущее у СНГ ? Осмысление
проблем формирования пространства СНГ
В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум векторам. Первый - создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого вектора пришлось на 1991-1993 гг. Второй вектор - выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в которо ...
Заключение.
Подводя итог, можно сделать заключение, что кризис института президентской власти - не случайное явление. Большую роль здесь играет личность президента находящегося во главе исполнительной ветви власти. Немалое значение имеют его профессиональные качества, а также морально-правовые и нравственные устои (стереотипы). Ведь президент - это ...