Политическую деятельность, следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов или групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий. В свою очередь, политическими действиями назовем определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.
Сущность политической деятельности заключается не столько в борьбе за власть, сколько в регулировании политических отношений в обществе, достижении согласия и взаимопонимания граждан, их объединений как по вертикали, так и по горизонтали отношений власти.
Политическая деятельность является специфическим видом человеческой деятельности, которая должна регулировать, балансировать, согласовывать интересы и отношения между субъектами политики, способствовать достижению в обществе гражданского мира и взаимопонимания. Ее результативность зависит от нескольких составляющих:
· владения информацией о политических отношениях по горизонтали (между общественными группами, нациями, народами и др.), которая дает возможность своевременно разрабатывать и внедрять профилактические мероприятия касательно нежелательного развития событий;
· владения информацией о политических отношениях по вертикали (между центральными и местными органами власти и населением), что делает возможным оценку уровня доверия к власти, принятие решений по снятию социальной напряженности в границах этой площади отношений (это может быть проведение выборов, референдумов, другие политические решения);
· избранных целей и средств их реализации (имеется в виду основная цель деятельности: удовлетворение личных или общественных интересов, направленных на достижение консенсуса и согласия);
· принятия политических решений, их прогностического потенциала, предвидения возможных последствий, позитивной или негативной реакции разных групп населения, политических партий, общественных организаций, движений и т.д.;
· разработки политической технологии достижения результатов политической деятельности.
Политическая деятельность в составе разных политических субъектов должна быть направлена:
§ на реализацию общественных заданий (достижение стабильности общественно-политической системы, ее развитие и т.д.);
§ на исполнение целей и заданий ее политических субъектов (написание законов - в парламенте, их исполнение - в правительстве и т.д.);
§ на достижение собственных неэгоистичных целей (продвижение по службе, профессиональный рост, повышение уровня индивидуальной политической культуры и т.д.).
В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики - индивиды, социальные группы, нации, народы - не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях.
Прежде всего, к участникам политических действий относятся лица, группы людей, социальные институты и их органы, которые обладают политической властью, принимают и осуществляют политико-управленческие решения. Политическую деятельность осуществляют функционеры политических партий, общественных организаций и движений. Чрезвычайно разнообразны коллективные агенты политических действий. Ими могут быть персональный состав региональных структур общественных организаций, профессиональные и территориальные группы, которые формируются на основе общности интересов и солидарности, возникающей как следствие географической близости. В различные политические действия могут быть вовлечены и большие общности людей: социальные слои, классы, нации, народы.
Основным объектом политической деятельности является существующее социальное и политическое устройство. Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядро которой составляют завоевание, удержание и использование государственной власти. Результаты такой деятельности получают закрепление в политической системе общества, которая является отражением социальных интересов. Естественно, что объектом политических действий в конечном счете выступает существующая система социально-политического устройства общества. Одни участники политических действий стремятся ее сохранить и упрочить, другие - реорганизовать и тем самым в большей мере приспособить к своим интересам, третьи - подвергнуть радикальному преобразованию.
Сущность и пути решения глобальных
проблем современности
Главное значение в выделении критерия глобальности проблем приобретают признаки содержательного плана, и прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование ...
История возникновения и развития, лидеры, программа
ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, то идеологи ...
Понятие и сущность государства
Различия между терминами "понятие" и "сущность" состоят в том, что первое из них призвано отразить характерные признаки того или иного процесса или явления, а второе - лишь наиболее важные, глубинные их признаки и свойства, обычно не воспринимаемые с помощью органов чувств. Для их выявления требуется научный анализ. Г ...