Субъекты политики в ходе своих действий стремятся преобразовать, видоизменить или сохранить и существующую социально-классовую структуру общества, и содержание общественных отношений, и систему государственных и общественных институтов и организаций. Точно так же и каждый отдельный социальный субъект в то же время оказывается и объектом политических воздействий, т.е. он постоянно подвержен влиянию других субъектов и собственных воздействий на самого себя.
Главной побудительной причиной социальной активности людей являются их жизненные потребности и интересы. Именно интересы составляют ядро мотивационного элемента политической деятельности людей. В любом политическом действии в явной или скрытой форме присутствуют реальные потребности и интересы социальных групп и индивидов.
Как известно, потребности и связанные с ними интересы людей чрезвычайно разнообразны. В их структуре обычно выделяют материально-экономические, социальные и духовные интересы. Не все они обладают одинаковым значением в качестве побудительной причины политических действий. Общепризнанно, что решающее значение в политике принадлежит экономическим интересам. В политической практике все же принято выделять по временному принципу следующие группы интересов:
1) постоянные интересы, удовлетворение которых составляет условие биологического выживания людей;
2) текущие интересы, на удовлетворение которых направлены непосредственные усилия субъектов политики;
3) перспективные интересы, которые должны быть удовлетворены в некоторый будущий период времени.
Для того, чтобы политическое действие состоялось, чрезвычайно важное значение имеет осознание социальными субъектами своих потребностей и интересов. Обычно те, кто занимается политической деятельностью, основываются на системе взглядов и представлений, называемой идеологией. Кроме интересов и потребностей, которые отражаются в идеологии, мотивационный компонент политической деятельности определяется рядом других факторов: общим багажом знаний субъектов действия; умением анализировать объективную ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, исповедуемой данной общностью; эмоционально-психологическими предрасположенностями участников событий.
Анализ мотивации политической деятельности помогает более адекватно оценивать действия и поступки тех или иных людей или политических сил, которые репрезентированы первыми, дает определенную информацию для прогнозирования возможного политического поведения субъектов политики в тактическом и стратегическом смысле.
В политике в качестве средств (методов) деятельности можно рассматривать любые акции, деяния, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение соответствующей социально-политической реальности. Вот лишь некоторые: митинги, демонстрации, шествия и манифестации; выборы, голосования и референдумы; политические речи, манифесты и призывы; собрания и заседания; встречи, переговоры и консультации; приказы, распоряжения и декреты; реформы и контрреформы; восстания, перевороты и путчи; революции и контрреволюции; террористические акции и войны. Как видно, среди средств и методов политического действия есть как мирные, так и немирные их формы.
Когда политические действия тех или иных социальных субъектов и применяемые для этого средства и методы начинают выходить за разрешаемые законом нормы, правящие группы принимают соответствующие контрдействия. В этих условиях весьма часто используются насильственные методы. Различают два типа насилия: "сверху", осуществляемое официальными властями, когда стабильность социально-политической системы подвергается опасности, и "снизу", используемое теми, кто пытается изменить эту систему. Когда насилие становится главным средством политического действия с обеих сторон, то данный характер социальных отношений представляет собой гражданскую войну.
Возможны различные систематизации политических действий. Наиболее часто политические действия группируются по тем или иным характерным особенностям самого акта действия.
Прежде всего рассмотрим типологию политических действий в зависимости от тех изменений, которые они вызывают в сфере политических отношений. По данному признаку можно выделить три типа действий:
Сущность и разновидности партийных систем
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя: 1. число партий; 2. наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3. уровень соревновательности между партиями. В политологии ...
Выводы
1. Понятие «политический режим» раскрывает функциональный аспект политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом. Наличие или отсутствие возможностей общества влиять на при ...
Политические и правовые учения аристократии. Платон
и Аристотель
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. ...

