Проблема фиксации и измерения составляющих стереотипа - одна из наиболее важных в эмпирической социологии. В работе, автор предпринимает попытку провести сравнительный анализ методов исследования стереотипа. Предметом рассмотрения становятся традиционные социологические методы, а также заимствованный из арсенала средств психосемантики метод семантического дифференциала.
В последнее время предметом социологических исследований все чаще становится стереотип – сложное социально-психологическое явление, изучение которого ранее считалось прерогативой психологии. Повышенный интерес к данному феномену объясняется отнесением его к разряду регулирующих начал политического поведения личности. И хотя современные исследователи далеки от довольно экстремистских взглядов создателя теории стереотипа У.Липпмана, утверждавшего в середине 20-х годов, что «система стереотипов – есть более или менее упорядоченная картина мира индивида, не замечающего разницы между миром стереотипов и реальным миром . и таким образом живущего в мире своего воображения, оторванном от реального мира». Тем не менее аксиомой социологического познания является тезис: « Стереотип оказывает огромное влияние на качество мышления, деятельность человека». Стереотип имеет трехкомпонентную структуру:
1) аффективный уровень, включающий в себя чувство симпатии или антипатии относительно реального или символического объекта; 2) когнитивный уровень, выражающийся в осознании аффективного компонента, представленный в мнении или суждении относительно данного объекта; 3) поведенческий уровень, представляющий программу действий, касающихся данного объекта.
Изучение стереотипа в эмпирической социологии неразрывно связано с проблемой фиксации и измерения посредством специальных процедур. Только применение методов, адекватных природе рассматриваемого феномена, будет способствовать получению качественной и достоверной информации.
Возможна следующая классификация методов и связанных с ними процедур с точки зрения их применимости к изучению того или иного компонента стереотипа (см. табл. №1).
Таблица №1
«Классификация методов и процедур изучения компонентов стереотипа»
|  
 Методы  |   
 Опрос  |   
 Анализ документов  |  ||||
|  
 компонент стереотипа  |   
 Простые номинальные шкалы  |   
 Терстоуна  |   
 СД*  |  |||
|  
 простые порядко-вые шкалы  |   
 Шкала Лайкерта  |  |||||
|  
 1. Аффективный  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 +  |   
 +  |   
 -  |  
|  
 2. Когнитивный  |   
 +  |   
 +  |   
 +  |   
 -  |   
 +  |   
 +  |  
|  
 3. Поведенческий  |   
 +  |   
 +  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 +  |  
Оппозиция, ее типы и способы деятельности
	 Главной и естественной при демократии обязанностью большинства является уважение к оппозиции, ее права на свободную критику, право сменить по результатам новых выборов бывшее большинство у власти. История показала, что прогрессивное развитие политической системы возможно только при наличии конкурирующих систем. Уничтожив всех досягаемых  ...
	
Харизматическое лидерство в России
	 В России во все времена у власти стояли лидеры, но кто-то из них стремился к деньгам и безграничной власти, а кто-то выводил Россию на новый уровень развития, ставя ее наравне с развитыми странами мира того времени. Исходя из классификации Вебера, можно утверждать, что Россия знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. «Так ...
	
Субъекты и объекты политики,
характеристика функциональных компонентов политики. Субъективно об объективном.
	 Политика как социальная деятельность, направлена на завоевание, удержание и реализацию власти, связана с отношениями между людьми. Поэтому объектами и субъектами политики выступают люди со своим опытом, потребностями, интересами, идеалами и ценностными ориентациями. В политической практике авторитарно-бюрокротической системы личность не  ...
	

