Проблема фиксации и измерения составляющих стереотипа - одна из наиболее важных в эмпирической социологии. В работе, автор предпринимает попытку провести сравнительный анализ методов исследования стереотипа. Предметом рассмотрения становятся традиционные социологические методы, а также заимствованный из арсенала средств психосемантики метод семантического дифференциала.
В последнее время предметом социологических исследований все чаще становится стереотип – сложное социально-психологическое явление, изучение которого ранее считалось прерогативой психологии. Повышенный интерес к данному феномену объясняется отнесением его к разряду регулирующих начал политического поведения личности. И хотя современные исследователи далеки от довольно экстремистских взглядов создателя теории стереотипа У.Липпмана, утверждавшего в середине 20-х годов, что «система стереотипов – есть более или менее упорядоченная картина мира индивида, не замечающего разницы между миром стереотипов и реальным миром . и таким образом живущего в мире своего воображения, оторванном от реального мира». Тем не менее аксиомой социологического познания является тезис: « Стереотип оказывает огромное влияние на качество мышления, деятельность человека». Стереотип имеет трехкомпонентную структуру:
1) аффективный уровень, включающий в себя чувство симпатии или антипатии относительно реального или символического объекта; 2) когнитивный уровень, выражающийся в осознании аффективного компонента, представленный в мнении или суждении относительно данного объекта; 3) поведенческий уровень, представляющий программу действий, касающихся данного объекта.
Изучение стереотипа в эмпирической социологии неразрывно связано с проблемой фиксации и измерения посредством специальных процедур. Только применение методов, адекватных природе рассматриваемого феномена, будет способствовать получению качественной и достоверной информации.
Возможна следующая классификация методов и связанных с ними процедур с точки зрения их применимости к изучению того или иного компонента стереотипа (см. табл. №1).
Таблица №1
«Классификация методов и процедур изучения компонентов стереотипа»
Методы |
Опрос |
Анализ документов | ||||
компонент стереотипа |
Простые номинальные шкалы |
Терстоуна |
СД* | |||
простые порядко-вые шкалы |
Шкала Лайкерта | |||||
1. Аффективный |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2. Когнитивный |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
3. Поведенческий |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Иван IV Васильевич Грозный
Родился 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой. Умер 18 марта 1584, Москва; князь Московский и всея Руси с 1533 года, первый русский царь с 1547 года. Формирование личности первого русского государя, официально принявшего титул царя, проходило в очень сложных условиях. Будущий царь рос в атмосфере жестокости, притворства, ненавист ...
Функции политических партий
Одно из первых определений понятия "партия" было дано на рубеже XVIII-XIX вв. родоначальником консерватизма Эдмундом Берком. "Партия, - писал он, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствующихся некоторым специфическим принципом, относит ...
Подготовка наступательной операции
К непосредственной подготовке военной операции, получившей на стадии подготовки название "Шок и трепет", а впоследствии "Свобода Ирака", министерство обороны США приступило в сентябре 2002 года Основное планирование операции было осуществлено в течение 10-14 дней. Объявленными целями военной операции "Свобода Ира ...