Естественно, что реальный вес политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание. В зависимости от масштаба охвата идеологиями социальной реальности выделяют две основные разновидности — тоталитарные и открытые идеологии.
Тоталитарная идеология стремится дать объяснение всем явлениям, выработать целостную картину мира, логически взаимосвязанную, исключающую противоречия. Носитель такой идеологии имеет цельное мировоззрение, не подверженное сомнениям.
Открытая идеология — противоположность тоталитарной и ориентируется на человека думающего.
Тем не менее, все виды политической идеологии выполняют определенные функции.
Ориентационная функция
. Идеология как совокупность представлений об обществе, социальном прогрессе, личности и власти задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
Мобилизационная функция
. Идеология, предлагая идеалы более совершенного общества, побуждает к активной политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на их реализацию.
Интегративная функция
. Идеология наделяет смыслом любое политическое действие и задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес.
Амортизационная функция
. Обладая интегративной функцией, идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивидуума и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, побуждающих личность, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям.
Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы
. Идеология может возникать на основе интересов какой-либо социальной группы, противопоставляя их интересам других групп.
Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии в связи с решением этой задачи рассматриваются несколько уровней политической идеологии.
Теоретический, концептуальный уровень
. Это наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политический уровень
. На нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требования этого уровня — максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым — научным — уровнем и для широких масс чаще всего является «потолком».
Актуализированный уровень
. Он позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Наибольшую значимость этот уровень имеет в обществе с открытыми идеологиями.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
Проблеме усвоения идеологии массовым сознанием придается первостепенное значение, причем особая роль отводится партиям. Какое бы положение ни занимала партия в политической системе, ее главными функциями будут выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массовой поддержки политической власти в плане сохранения или изменения политического режима и курса. Политическим партиям необходимо или навязать всему обществу содержащуюся в исповедуемых идеологиях систему целей общественного развития, или убедить граждан в том, что они соответствуют их основным целям, интересам. Словом, использовать насилие или убеждение, оружие или пропаганду.
Политическая реклама как манипулятор общественным
сознанием. Рекламные тексты не изобретения Нового времени. Рекламная деятельность зародилась уже в античности. Это были в основном устные объявления, представляющие собой сгусток общеполезной информации. Для этого во многих древних государствах существовал специальный институт глашатаев. Основной функцией глашатаев было повседневное инфо ...
Геополитическое направление в исследовании
международных отношений
На рубеже XIX и XX веков стало формироваться совершенно новое направление в исследовании международных отношений - геополитическое. Идея о существовании зависимости между политической жизнью государств и народов и географической средой высказывалась задолго до XX столетия. В Новое время подобные взгляды были характерны для Ш. Монтескье. ...
Заключение.
В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся принципа разделения властей, особенности реализации данного принципа в России, рассмотрены роль и функции ветвей российской власти, а также проблемы связанные с взаимодействием властей и принципом разделения властей. На основании данного исследования можно сделать вывод о том, что период ст ...