Естественно, что реальный вес политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание. В зависимости от масштаба охвата идеологиями социальной реальности выделяют две основные разновидности — тоталитарные и открытые идеологии.
Тоталитарная идеология стремится дать объяснение всем явлениям, выработать целостную картину мира, логически взаимосвязанную, исключающую противоречия. Носитель такой идеологии имеет цельное мировоззрение, не подверженное сомнениям.
Открытая идеология — противоположность тоталитарной и ориентируется на человека думающего.
Тем не менее, все виды политической идеологии выполняют определенные функции.
Ориентационная функция
. Идеология как совокупность представлений об обществе, социальном прогрессе, личности и власти задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
Мобилизационная функция
. Идеология, предлагая идеалы более совершенного общества, побуждает к активной политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на их реализацию.
Интегративная функция
. Идеология наделяет смыслом любое политическое действие и задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес.
Амортизационная функция
. Обладая интегративной функцией, идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивидуума и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, побуждающих личность, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям.
Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы
. Идеология может возникать на основе интересов какой-либо социальной группы, противопоставляя их интересам других групп.
Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии в связи с решением этой задачи рассматриваются несколько уровней политической идеологии.
Теоретический, концептуальный уровень
. Это наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политический уровень
. На нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требования этого уровня — максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым — научным — уровнем и для широких масс чаще всего является «потолком».
Актуализированный уровень
. Он позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Наибольшую значимость этот уровень имеет в обществе с открытыми идеологиями.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
Проблеме усвоения идеологии массовым сознанием придается первостепенное значение, причем особая роль отводится партиям. Какое бы положение ни занимала партия в политической системе, ее главными функциями будут выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массовой поддержки политической власти в плане сохранения или изменения политического режима и курса. Политическим партиям необходимо или навязать всему обществу содержащуюся в исповедуемых идеологиях систему целей общественного развития, или убедить граждан в том, что они соответствуют их основным целям, интересам. Словом, использовать насилие или убеждение, оружие или пропаганду.
Состояние беспартийности
В ряде стран существует положение, когда никаких партий нет. Это бывает в двух вариантах: а) когда партий не было никогда (общество в данной стране не достигло такой степени поляризации, чтобы создавать партии); б) второй вариант, когда партии запрещены в результате насилия. В настоящее время есть около 20 стран, в которых не имеется пар ...
Средства и методы политической рекламы. Особенности политической культуры в
РФ
Наиболее мощные средства политической рекламы и агитации в порядке снижения эффективности по В.Л. Музыканту, следующие: 1. Положительное мнение избирателей о кандидате. 2. Публичное заявление редакционной коллегией о поддержке кандидата. 3. Благоприятная бесплатная политическая реклама в СМИ. 4. Хорошие выступления на различных форумах и ...
Авторитарный политический режим
Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются: 1. монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не ...

