Естественно, что реальный вес политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание. В зависимости от масштаба охвата идеологиями социальной реальности выделяют две основные разновидности — тоталитарные и открытые идеологии.
Тоталитарная идеология стремится дать объяснение всем явлениям, выработать целостную картину мира, логически взаимосвязанную, исключающую противоречия. Носитель такой идеологии имеет цельное мировоззрение, не подверженное сомнениям.
Открытая идеология — противоположность тоталитарной и ориентируется на человека думающего.
Тем не менее, все виды политической идеологии выполняют определенные функции.
Ориентационная функция
. Идеология как совокупность представлений об обществе, социальном прогрессе, личности и власти задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
Мобилизационная функция
. Идеология, предлагая идеалы более совершенного общества, побуждает к активной политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на их реализацию.
Интегративная функция
. Идеология наделяет смыслом любое политическое действие и задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес.
Амортизационная функция
. Обладая интегративной функцией, идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивидуума и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, побуждающих личность, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям.
Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы
. Идеология может возникать на основе интересов какой-либо социальной группы, противопоставляя их интересам других групп.
Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии в связи с решением этой задачи рассматриваются несколько уровней политической идеологии.
Теоретический, концептуальный уровень
. Это наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политический уровень
. На нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требования этого уровня — максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым — научным — уровнем и для широких масс чаще всего является «потолком».
Актуализированный уровень
. Он позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Наибольшую значимость этот уровень имеет в обществе с открытыми идеологиями.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
Проблеме усвоения идеологии массовым сознанием придается первостепенное значение, причем особая роль отводится партиям. Какое бы положение ни занимала партия в политической системе, ее главными функциями будут выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массовой поддержки политической власти в плане сохранения или изменения политического режима и курса. Политическим партиям необходимо или навязать всему обществу содержащуюся в исповедуемых идеологиях систему целей общественного развития, или убедить граждан в том, что они соответствуют их основным целям, интересам. Словом, использовать насилие или убеждение, оружие или пропаганду.
Сущность и виды республик. Республика как форма правления
Государство, как всякая общественная организация, имеет своего главу, который действует от лица государства как в области международной, так и в области внутренней политики. «Порядок замещения главы государства является тем внешним признаком, который отличает монархию от республики. Именно в монархии место главы государства замещается по ...
Социальное регулирование (социально-объективное, социально-субъективное)
Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют сообразно свободе воли в пределах объективно возможных вариан ...
Теоретические концепции мировой политики и
международных отношений в политической науке 70-80-х годов
Основным противовесом традиционным представлениям о мировой политике и международных отношениях, начиная с 70-х годов, стала концепция транснационализма. Новое направление в изучении мировой политики и международных отношений оформилось в 1971 году с выходом в свет под редакцией Р. Кеохэйна и Дж. Ная книги "Транснациональные отношен ...

