Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидуумами, группами, общностями и др.).
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с Другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.
Можно выделить следующие функции политического сознания.
Регулятивная функция
. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых ими политических идей, норм, представлений и убеждений.
Познавательно-информационная функция
. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Политическое сознание призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.
Оценочная функция
. Именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции.
Мобилизующая функция
. Посредством этой функции политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов.
В политическом сознании можно выделить следующие уровни.
Государственное сознание
. На данном уровне регулируются политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций и т. д., а также обосновываются существующие политические порядки и принципы управления.
Теоретическое сознание
. На этом уровне разрабатываются различного рода концепции, идеи, воззрения, имеющие политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:
ü ставить и решать важнейшие политические цели и задачи — как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);
ü определять средства и методы решения политических задач;
ü определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;
ü вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;
ü корректировать политику с учетом данных практического опыта.
Эмпирическое сознание
. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей и отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.
Обыденное сознание
. Данный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время имеет ряд отличий. По сравнению с эмпирическим уровнем, обобщающим практический опыт субъекта, обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты (настроения, чувства, эмоции), что придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.
Формами политического сознания выступают специализированное и массовое политическое сознание.
Типология политических
лидеров.
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое
. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения си ...
Информационная революция в современных конфликтах
С наступлением информационной эпохи получает распространение высказанная М. Фуко инверсия идеи Клаузевица: "политика становится продолжением войны". Наконец, важнейшим аспектом РВД оказывается изменение структуры и форм организации вооруженных сил. Дж. Аркилла и Д. Ронфельдт выдвинули концепцию "сетевой войны". В &quo ...
Второй президентский срок (с 2004 года по 2006 год)
Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматри ...