Специализированное сознание
— это идеологически однородное сознание, вырабатывающее, развивающее и внедряющее в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы определенные ориентации и установки. Носители специализированного сознания — политические партии, организации и объединения.
Массовое сознание
выражает опосредованно уровень, содержание потребностей общества, знание общества о политической Действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично и испытывает на себе воздействие множества факторов: различных социальных потрясений, конкретной исторической ситуации и др.
Идеология как одна из форм политического сознания воздействует на содержание властных отношений, являясь его стержневым элементом. Сам термин «идеология» (от греч. idea —понятие и logos — учение) был введен в обиход в начале XIX в. С тех пор в мировой политологии сложились различные суждения об идеологии.
Например, в марксизме, который стал наиболее массовой идеологией прошлого столетия, этот термин используется в трех смыслах:
1) ложное, извращенное сознание;
2) вид теоретического сознания;
3) сознание определенного класса.
По Марксу, идеология включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т. д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства.
Попытку социологического исследования идеологии предпринял К. Маннгейм. Для него идеология — способ понимания общественно-политических явлений правящим классом, признаваемый им единственно истинным. Ученый подчеркивает важные характеристики идеологии — ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действия.
Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать некоторые законы, которые определяют функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.
Касаясь первого закона, автор отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего, это библейский миф о Моисее — освободителе евреев из египетского плена. Всем идеологиям свойственно представление о собственной миссии избавления и раскрепощения. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент -— это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.
Суть «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т. е. обслуживает разные политические и социальные силы.
Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. У истоков эта волна как явление прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения.
В современной политологии идеологию чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Несмотря на критические суждения об идеологии, связанные с влиянием человеческих интересов на идеологическое сознание, отсутствием четкой границы между истинами и ценностями, многие современные идеологии претендуют на научность, представляя собой целостную, взаимосвязанную систему взглядов, идей, в которой выражается отношение к той или иной действительности: взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т. д.
Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т. д.) привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т. п.) и представлению о противоположности и борьбе идеологий. Политические идеологии стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-либо группы на власть, ее использование. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии как идеологического орудия элиты, стремящейся подчинить общественное мнение собственным идеям, взглядам на то, как должно развиваться общество.
Заключение.
В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей во властные структуры. Рассматривать конкретную партию надо ...
Основы
По Штирнеру, высшим законом для нас является личное благо. Штирнер считал, что “Мы ищем радостей жизни”. Смысл жизни не в том, чтобы её завоёвывать, а чтобы прожить жизнь, наслаждаясь ею и тратя жизнь наиболее лучшим образом. Чтобы восторжествовать над жаждой жизни, наслаждение должно преодолеть её через подавление духовных и телесных ли ...
Позитивистское политико-правовые
теории Р.Иеринга
Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852-1865), «Цель в праве» (1877-1883) и «Борьба за право» (1872).[6] Однозначную характе ...