А.Иванова и А.Федотов при исследовании партийных систем отметили, что из важнейших своих функций (участие, трансмиссия, селекция, интеграция, социализация, саморегулирование и легитимация) политические партии в России выполняют только одну – легитимацию интересов элит.1 То есть главная функция партии власти - удержание политической власти в условиях избирательного формата рекрутирования властного истеблишмента. При этом ряд специфических свойств, теоретически характерных для партии власти, – не функции, а задачи инструментального плана.
Например, сторонники партии власти как стабилизатора суперпрезидентской республики отмечают что важнейшая функция ЕР это снижение вероятности возникновения конфликта между исполнительной и законодательной властями, а так же «войны законов» путем фактического подчинения парламента исполнительной власти.2 Однако такая схема может способствовать эффективности правительства только в среднесрочный период, а в перспективе может привести к стагнации системы. О подобном исходе позволяют говорить и следующие функции:
1. объединение элит, поддерживающих исполнительную власть, в институционально оформленное политическое целое. В России исторически сложился парадокс латентного идеологического противостояния элит и масс. Элитарные институты создаются и используется исполнительной властью, а неразвитость гражданского общества не позволяет артикулировать интересы населения.
2. выполняется стратегическая задача недопущения оппозиционности парламента путем большинства партии власти.
3. циркуляция правительственных кадров. Чем выше эффективность данного канала рекрутирования элиты, тем больше вероятность, что он останется единственным.
4. агрегация электоральной поддержки правительственной политики, а в случае ее непопулярности и элитарности - снижение общественного напряжения, как это было в случае с монетизацией льгот.
Функции партии власти направлены на выполнение задачи сохранения и усиления позиции правящей элиты. Усиление бюрократии на фоне нарушения равновесия в разделении властей способно привести к стагнации, и как следствие, к разрушению политической системы. Эффект доминирования партии власти приводит к потере законодательным органом представительного характера, так как элемент согласования сведен до минимума и законы фактически могут приниматься на заседания фракции. Разногласия в интересах элиты и широких масс уже привело однажды к революции 1917г., итогом которой, однако, стало формирование новой элитарной системы.
Политическое участие и политическая активность
Участие как синоним понятия политической деятельности во второй половине XX века превратилось в центральную категорию политических наук. В ранних эмпирических исследованиях термин "участие" употреблялся в очень узком понимании исключительно для обозначения индивидуального участия в выборах, но уже в 50-60-е годы его стали тракт ...
Суэцкий кризис 1956 года. Проблема
Суэцкого канала к середине 1950-х гг.
Наследники Рузвельта особыми талантами не отличались. Ограниченный администратор Трумэн и сменивший его генерал Эйзенхауэр, имевший в военной карьере поровну поражений и побед, добытых благодаря подавляющему превосходству, имели общую черту характера. Оба в политической практике склонялись более к реакциям, чем к акциям. Они не разглядел ...
Мотивационные
теории лидерства
Согласно В. Стоуну
, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказ ...