Своеобразие политической ситуации в Беларуси состоит в том, что даже если на предстоящих выборах в Палату представителей и местные Советы кандидаты от оппозиционных политических партий и будут конкурировать между собой, в случае избрания они будут сообща (возможно, не все) противостоять беспартийным и партийным депутатам, являющимся представителями "партии власти".
Таким образом, мы можем рассматривать так называемую "партию власти" в качестве своеобразной правящей политической партии, не зарегистрированной и не имеющей фиксированного членства, а все остальные демократические партии - в качестве единой политической организации. В этом случае, вероятно, можно говорить о существовании у нас квазидвухпартийной системы, в рамках которой противостоящие друг другу стороны ведут борьбу за власть в стране.
После выборов в Верховный Совет в 1995 г. у нас могла сложиться многопартийная система, в рамках которой между собой вели бы борьбу такие партии, как ОГП, Партия БНФ, БСДП (НГ), ПКБ и, возможно, партия, представляющая интересы А. Лукашенко. В то время вырисовывались контуры двух соперничающих политических блоков: право - и левоцентристского. Основу первого из них могли составить ОГП в союзе с БСП и небольшими партиями христианско-демократического направления, а второго - партии, вошедшие в состав СДС (БСДГ, ПНС, ВЕС), а также БПТ и БПЖ "Надзея". Со временем к левоцентристам могла бы присоединиться и ПКБ. Сложнее определить место, которое мог бы занять БНФ, располагающийся на линейной шкале "левые-правые" правее ОГП.
Как в независимых, так и в государственных СМИ стало общепринятым говорить о слабости политических партий. При этом авторы материалов, как правило, ссылаются на данные социологических опросов, свидетельствующие о низких рейтингах политических партий. На самом деле, эти данные больше говорят о результативности целенаправленной работы исполнительной власти по полному вытеснению оппозиционных партий из сферы публичной политики - и только. Если бы партии не представляли никакой угрозы существующей власти, то вряд ли власть столь последовательно проводила бы в государственных электронных и печатных СМИ политику полного замалчивания их деятельности. Это создает в общественном сознании эффект отсутствия партий, что само по себе не является достаточным свидетельством их слабости.
Действительная сила и слабость партий проявляются только во время выборов. Судя по результатам последних относительно свободных выборов в Верховный Совет, которые прошли в 1995 году, партии выглядели не так уж и плохо. Несмотря на мажоритарную систему выборов и противодействие исполнительной власти, депутатов, представлявших ту или иную партию в Верховном Совете, было немногим более половины от общего числа избранных парламентариев. Но даже отсутствие в парламенте депутатов от той или иной партии, например БНФ, не свидетельствовало о том, что она не имела поддержки среди населения. Общее число избирателей, проголосовавших в 1995 г. по стране за БНФ, было равным почти миллиону человек. И то, что в парламенте не было депутатов от БНФ, объясняется особенностями мажоритарной системы голосования, которая основана на принципе "победитель получает все".
Тактика бойкота, к которой большинство оппозиционных партий прибегло на выборах в Палату представителей 2000 г., не позволяет с определенностью говорить о каких-то результатах. Вместе с тем, такие партии, как ПКБ, ЛДП и БСДП (НГ), участвующие в выборах, не сумели провести в Палату представителей даже лидеров своих партий.
Концепции политической борьбы за построение исламского общества
Необходимо отметить, что ни в чем так ярко не проявляется отличие исламских экстремистов от умеренных форм исламского фундаментализма, как в вопросах стратегии и методах борьбы. Следует обратить внимание на то, что среди идеологов исламского фундаментализма отсутствует согласие по данным вопросам, в частности, Коровиков А.В. выделяет в э ...
Политическая система общества
Политическая система есть одна из подсистем общества, наряду с экономической, идеологической и т.д., которая отличается от других тем, что она (как и правовая)"замкнута" на власти. Это превращает политическую систему в инструмент интеграции общества, вовлечения различных политических сил в решение задач, стоящих перед обществом ...
Оценка эффективности избирательной кампании Саркози на выборах Президента
Франции
В начале 2007 года Саркози оказался единственным претендентом на участие в президентских выборах, намеченных на апрель-май, как кандидат от UMP. 14 января 2007 года он получил 98 процентов голосов на безальтернативных внутрипартийных выборах. Его основным конкурентом в борьбе за президентское кресло считалась кандидат от социалистов Сего ...