Взяв за основу классификации партий отношение к ценностям открытого общества, в первую очередь к рынку и правовому государству, действующие партии можно расположить на линейной шкале "левые-правые" примерно следующим образом:
крайне правые партии: РНЕ, БПС (обе незарегистрированы);
правые партии: КХП БНФ, ЛДП;
правоцентристские партии (консервативные, христианско-демократические и либерально-консервативные): Партия БНФ, ОГП и не прошедшая перерегистрацию БСП;
левоцентристские партии (социал-демократические и социалистические): БСДГ, общественное объединение "Яблоко", БСДП (НГ), БПЖ "Надзея" и БПТ;
левые партии (коммунистические): ПКБ, КПБ;
крайне левые партии: Белорусская патриотическая партия, ДСПС, который объединяет организации социалистической ориентации.
В настоящее время большинство политических партий выступает за существование Беларуси как независимого суверенного государства. К партиям так называемого панславистского направления, которые независимо от идеологической платформы выступают за политическое объединение с Россией (фактически аншлюс), можно отнести de jure прекративший существование Славянский собор "Белая Русь", РНЕ, КПБ, ДСПС, Белорусскую патриотическую партию, с некоторыми оговорками ПКБ, ЛДП, Белорусскую социал-демократическую партию народного согласия и общественное объединение "Яблоко". При этом не все партии панславистского направления поддерживают существующий государственный режим, например ПКБ, ЛДП и общественное объединение "Яблоко".
Таким образом, расположение партий на линейной шкале "левые-правые" сопряжено со значительной долей упрощения реального положения в обществе. Кроме того, в такую схему не всегда вписываются политические организации, представляющие религиозные, этнонациональные, экологические, профессиональные и иные интересы.
Типологизацию партийных систем можно проводить по числу существующих в той или иной стране партий. Существуют различные варианты двухпартийной и многопартийной системы. Однако название партийной системы не дает ответа на вопрос о количестве партий в стране, указывая только на количество партий, которые могут вести между собой реальную борьбу за власть.
Сложившаяся в Беларуси партийная система не вписывается ни в одно известное определение. Это не однопартийная система, поскольку группа лиц, удерживающих власть после ноябрьского Референдума, юридически не организована в политическую партию. Кроме того, в стране легально действуют политические партии, ставящие перед собой задачу изменения существующего ре-Жима посредством выборов. Правда, "власти предержащие" относятся к оппозиционным политическим партиям как к некоему антинародному образованию, рассматривают их как нечто не имеющее права на существование. Но все же говорить о полном контроле государством общества преждевременно.
Нельзя охарактеризовать сложившуюся у нас партийную систему и как многопартийную, поскольку после ноябрьского референдума 1996 г. основные партии оппозиции не принимали участия в выборах в местные Советы и в Палату представителей, а на президентских выборах выдвинули единого кандидата, противостоящего кандидату от "партии власти". Интересно отметить, что во время прошедшей президентской избирательной кампании А. Лукашенко, проводя многочисленные совещания с представителями вертикали, рассматривал себя в качестве их представителя. При этом он не раз заявлял, что если он проиграет выборы, то и им придется уйти в отставку вместе с ним, хотя формально они не состояли в одной политической партии.
История политических учений. Методологические подходы
к изучению истории политических учений
Начнем с того, что в истории человеческого общества со времен возникновения государства и до наших дней существовало множество различных политических учений и теорий самого разного содержания и социальной направленности. Чтобы нормально понимать эти учения необходимо руководствоваться определенным методологическим подходом, который мы ра ...
Функции государства
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие ...
Понятие лидера и лидерства
Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполаг ...