Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство – это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся. Именно поэтому первая часть моей работы всецело посвящена описанию фашистского тоталитарного государства.
Б.Бессонов обращает наше внимание на то, что уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. Рассмотрим её подробнее. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма».
Давайте охарактеризуем это государство. Проще всего дать характеристику через признаки явления, чем мы сейчас и займёмся.
К первому признаку тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип "вождизма" (причем вождь харизматического типа).
Интересно взглянуть на истоки вождизма в тоталитарных обществах.
Ко второму десятилетию XX века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, что придавало устойчивость гитлеровскому режиму, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не сумел. Причиной тому было, надо полагать, существование в Италии всеми признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском обществе. Кроме того, О. Ю. Пленков справедливо указывает на роль католической церкви и её центра – Ватикана. В католической Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Поэтому каудильо вновь и вновь обращался к королю, пытаясь фактически восстановить монархию в приемлемой для Франко форме.
В сущности, тоталитаризм и монархия – взаимозаменяющие системы, для которых «вождизм» не является чем-то, пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как символе нации, особенно в период национальной нестабильности. В качестве примера "вождизма" можно привести принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными. Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер и особенно подробно на этом останавливается А. Галкин: «…выдвигается идея о мессианской роли вождя, отмеченного печатью избранности. Фюрера покрывает ореол полной непогрешимости…». «Фюрер нации стоит выше критики любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит. Ибо, повторяю еще раз, то, что он говорит, всегда верно», - это слова Лея, лидера профсоюзов в фашистской Германии. Реализацию данных идеологические позиций легко подтверждает один известный факт: в апреле 1942 года Рейхстаг объявил Гитлера над законом и «провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью миллионов немцев».
Особенности формирования новой постсоветской политической элиты
Современная политическая элита России начала формироваться в начале 1990-х годов. Переход от командно-административной системы к рыночной экономике в нашей стране повлек за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Произошли коренные изменения и в модели элитообразования: постепенная замена доминировавшего на протяжении значител ...
Анализ категории пространства в геополитике. Понятие пространства.
Соотношение категорий «пространство» и «территория»
Практически ни одна философская система не обошла своим вниманием категорию пространство. Самые первые естественнонаучные представления о пространстве возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем. Здесь основными были обыденные представления о простран ...
Влияние католической церкви на политическую жизнь европейского общества
Связь католической культуры с политикой не сводится к одной лишь политической практике католиков (как иерархии, вплоть до папского престола, так и мирян, в том числе избирателей-католиков), а также политической идеологии, выраженной в церковных определениях или в произведениях католических публицистов. Эта связь проявляется еще в одном, ...

