Форма правления.
Анализ политического развития постсоциалистических стран свидетельствует о том, что на становление партийной системы огромное влияние оказывают форма правления и особенно институт президентской власти. Отличительная черта Беларуси состоит в том, что здесь до середины 90-х годов существовала трудно определяемая и размытая форма государственного устройства.
В отличие от России и Украины, где президенты были избраны еще в 1991 г., в Беларуси ввиду отсутствия до 1994 г. института президентской власти главой государства фактически являлся председатель Верховного Совета. Однако он не был руководителем исполнительной ветви власти и не имел большинства в парламенте, а значит, и не обладал достаточными властными полномочиями, чтобы выступить в роли центра притяжения для формирующихся политических партий.
Поскольку последние выборы в Верховный Совет проходили в 1990 г., т.е. во время существования СССР, и не были вполне демократическими, то у политических партий был выбор: бороться за переизбрание парламента или за учреждение института президента, избираемого всенародным голосованием. С технологической и психологической точек зрения добиться учреждения института президента было легче, так как это непосредственно не затрагивало интересы депутатов Верховного Совета, а ведь именно им надлежало принимать решение. Социологические опросы того времени предсказывали победу на президентских выборах в случае их проведения С. Шушкевичy[20].
Однако БНФ и другие демократические партии сделали ставку не на учреждение института президентства, как это произошло в России и в Украине, а на проведение досрочных выборов в парламент по новому избирательному закону, основанному на смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, заявив, что избранный всенародно президент будет представлять опасность для существования демократических институтов в стране. Хотя акция по сбору подписей в поддержку требования проведения референдума по досрочному переизбранию парламента прошла успешно, Верховный Совет в октябре 1992 г. отклонил предложение о проведении референдума. Таким образом, время, благоприятное для проведения демократических реформ, было упущено, и молодая белорусская демократия, ассоциировавшаяся в то время с политикой БНФ, очутилась у "разбитого корыта": отказавшись от требования учреждения института президентской власти, она не смогла добиться и переизбрания парламента.
К началу 1994 г. в Беларуси сложилась ситуация, когда институт президентской власти как наиболее удобный и эффективный путь проведения демократических реформ превратился в свою противоположность. Избиратели, разочаровавшись к этому времени в демократических институтах как эффективном способе улучшения уровня их жизни, оказали поддержку кандидату в президенты, который обещал навести порядок не посредством заморских рыночных механизмов и демократических процедур, а при помощи возврата к привычным для большинства административным методам.
С 1996 г. в Беларуси сформировалась власть, которой политические партии не нужны (в парламенте страны, одном из немногих в мире, нет партийных фракций). Наиболее желательным для правящей власти является вытеснение партий на периферию политической жизни страны, удаление их из сферы "большой" политики, превращение в политических изгоев и маргиналов, дискредитирование их в глазах как управленческой элиты, так и простых граждан. По замыслу идеологов Декрета Президента № 2 от 26 января 1999 г., "очищение" политического пространства от большинства партий должно было завершиться к 2000 г., т.е. к началу парламентских, а затем и президентских выборов. Однако этого не случилось. Хотя многие политические партии прекратили свое существование, основным из них - БНФ, ПКБ, ОГП и БСДП (НГ) - удалось пройти перерегистрацию и даже укрепить свои ряды.
Избирательная система.
Прошедшие на рубеже 90-х годов в абсолютном большинстве стран Центральной и Восточной Европы выборы президентов, равно как и перевыборы парламентов, явились мощным толчком к развитию и укреплению политических партий. На этом фоне Беларусь оказалась была единственной страной, где до 1994 г. ни разу не были проведены полностью свободные и демократические выборы - ни парламентские, ни президентские.
Леворадикализм
Леворадикализм - крайне радикализированное проявление Левизны и Авантюризма; ультрареволюционность. Ленин является опасной социальной болезнью, связанной с утратой корней своего народа и непониманием его подлинных интересов. ...
Особенности взаимоотношения политики и религии
В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то ...
Ответы на контрольные вопросы.
1. По материалам СМИ назовите политические события, которые происходили в последнее время на территории Вашего проживания (регион, город, район).Кемеровская область присоединилась к участию в федеральном проекте «Гимназический союз России». Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области начал конкурсный отбор инве ...

