Одной из белорусских проблем является неучастие в партстроительстве представителей крупного бизнеса. Возможно, если бы на президентских выборах в 1994 г. победил не А. Лукашенко, а, например, С. Шушкевич или В. Кебич, то ситуация была бы совершенно иной, и белорусские олигархи стали бы рассматривать политические партии как наиболее удобный и эффективный способ защиты своих интересов. По крайней мере, попытки подобного рода предпринимались в 1994 г., когда бизнес-структуры предоставили финансовую помощь основным демократическим кандидатам в президенты. Позднее, после объединения ОДПБ и ГП в одну партию, ряд крупных бизнесменов некоторое время оказывали ОГП материальную и финансовую поддержку, поскольку в ее рядах было немало известных в финансовых и предпринимательских кругах лиц: экс-председатель правления Национального банка С. Богданкевич, экс-президент концерна "Амкодор" В. Шлындиков, бывший мэр г. Молодечно Г. Карпенко, президент Союза предпринимателей В. Карягин и т.д., тем более, что она открыто объявила себя выразителем интересов предпринимателей. Правда, не следует преувеличивать роль бизнеса в политической жизни страны. Во-первых, финансовая помощь партиям была весьма незначительной и из-за боязни преследования со стороны исполнительной власти предоставлялась как правило, по неофициальным каналам. Во-вторых, большинство предпринимателей, особенно выходцев из бывшей компартийной и комсомольской номенклатуры, предпочитали действовать по старинке. Хотя теоретически они и понимали необходимость существования законов, способствующих развитию бизнеса и защищающих их интересы, тем не менее решать возникающие у них проблемы стремились не через парламент, а негласно, через свои старые связи во властных структурах.
Роль бизнеса в партийном строительстве могла бы быть совершенно иной, если бы в стране после ноября 1996 г. сохранился прежний уровень политических и экономических свобод, а прошедшие в 2000 г. выборы в Палату представителей и президентские выборы 2001 г. привели к восстановлению конституционной законности в стране.
Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Например, анализ участия финансовых олигархов в избирательных кампаниях в Украине (здесь парламентские выборы проходят по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе) показывает возможность создания "под выборы" партий-однодневок, основанных отнюдь не на общности взглядов и идеологии их членов. Деятельность таких партий направлена на решение самой что ни на есть прагматической задачи: иметь своих людей в законодательном органе для защиты интересов той или иной финансовой группы. Попытки создания "под выборы" политических партий в 1993-1995 гг. имелись и у нас. К ним можно отнести, например, создание Партии всебелорусского единства и согласия (председатель Н. Шелягович) и Белорусской народной партии (председатель В. Терещенко), которые в условиях изменившейся политической ситуации прекратили свое существование. И, видимо, не вина, а беда отечественного бизнеса, который из-за своей неразвитости и провинциальности так и не смог подняться в 1995-1996 гг. до осознания необходимости сохранения демократических институтов как гарантии защиты своих собственных интересов и благополучия и не поддержал Верховный Совет и политические партии во время ноябрьского референдума 1996 г.
Политические аспекты процесса глобализации современного мира
Политическая глобалистика при изучении процесса глобализации современного мира выделяет следующие основные направления осмысления указанного феномена развития международного сообщества: § Исследования политических аспектов глобальных проблем и глобализации в целом; § Политологический анализ отдельных планетарных проблем и их взаимосвязей ...
Типология политических партий
Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают свое присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление прир ...
Понятие политической коммуникации
В современном политическом знании существует несколько подходов к определению политической коммуникации: 1. Политическая коммуникация – это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной сис ...