Н. В. Работяжев также обращает наше внимание на то, что при тоталитаризме политическая система имеет своей главной целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии. «Политическая система включает в себя саму политическую бюрократию и набор инструментов, с помощью которых она держит власть. Важнейшим инструментом является партия. По мере уничтожения других партий, слияния партийного аппарата с государственным и подавления автономии внутрипартийной жизни тоталитарная партия становится стержнем политической структуры. Только ее члены могут занимать руководящие посты. Партия «вытягивает» всех активных членов общества в свои ряды – иначе они представляли бы угрозу тоталитаризму»[1].
Ещё одну важную черту фашистской однопартийности выделяет Б. Бессонов. Он обращает внимание на то, что сама партия политических функций не носила. Основные её функции – организационно-технические, пропагандистские или даже полицейские[2].
Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в обществе и сильными традициями, церковь, стоящая между личностью и государством, стала тем "камнем преткновения", который не позволял полностью «тотализировать» индивида. Попытка тоталитарного режима устранить или, по крайней мере, снизить влияние этого института гражданского общества не везде приводила к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма не были столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия). Работяжев рассматривает тоталитарную идеологию как некое подобие религии, а сама тоталитарная партия – это ничто иное как «квазицерковь», вооруженная своей идеологией, сфокусированной на представлении о совершенном, конечном состоянии человека»[3]. К сожалению, объем реферата не позволяет подробно рассмотреть этот интереснейший вопрос, достойный детальной проработки.
Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этом подробнее.
Какова же роль тоталитарного общественно – политического движения (ОПД)? Формируется оно в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структура немедленно подавила бы его на корню как оппозиционное. "Тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии"[4], - пишет А. Галкин. В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании широких масс населения "тоталитарной идеи" (о данном понятии - ниже). Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль тоталитарного фашистского государства над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти. Каким образом? Дело в том, что все сохранившиеся при фашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные) являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение граждан[5]. В-третьих, в конечном счете ОПД позволяет осуществить не просто тоталитарный контроль над массами, но сформировать именно позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, другими словами, тотализировать массы "изнутри", что, в свою очередь, достигается через атомизацию общества.
Либерализм в современном мире и его влияние на современные политические процессы. Либеральные ценности во "Всеобщей декларации прав
человека" и в теории модернизации
На современном этапе развития идеологии либерализма можно утверждать, что он достиг наибольшего развития и влияния на политические процессы в современности. Это обусловлено тем, что нынешние мировые ведущие державы в своём большинстве находятся на западе, это нынешний Европейский союз и США, Канада, а также Австралия и ряд других государ ...
Анализ избирательной кампании кандидатов на выборы Президента Франции. 2007 г.
Выборы президента Французской республики проходили в 2007 году, как и во всех предыдущих случаях в истории Пятой республики, в два тура. Первый тур состоялся 22 апреля 2007 года при исключительно высокой явке (84 %) и принёс лидерство двум кандидатам — Николя Саркози (Союз за народное движение, 31,11 %) и Сеголен Руаяль (Социалистическая ...
Возникновение проблемы столкновения цивилизаций
Проблема столкновения цивилизаций стала предметом обстоятельного анализа в работах А. Тойнби. Он рассмотрел столкновение России, ислама, Индии и Дальнего Востока с западной цивилизацией и пришел к выводу о существовании общей психологии межцивилизационных конфликтов. В период первого "нашествия" западной цивилизации на Китай и ...