Непременный атрибут тоталитарной структуры - атомизация общества - заслуживает отдельного внимания. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизациид своих членов, т. е. сначала достигаются верность Движению, преобладание связей с Движением над личными связями, привязанностями к семье, друзьям, знакомым, а затем (по мере развития Движения и установления тоталитарной диктатуры) полная утрата личных связей в пользу своего места в Движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, который действует через систему доносительства и круговой поруки, закрепляя таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды. В обстановке всеобщей подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение, когда они ценою спасения собственной жизни будут вынуждены погубить тебя. В результате достигается предельно возможная атомизация общества, изоляция индивида, и любое несогласие с политикой тоталитарного государства либо раскол между индивидом и обществом сразу же ставят индивида вне закона. Единственной положительной чертой становится безусловная и неизменная преданность Движению со стороны каждого его члена. Таким образом, через общественно-политическое движение атомизированного общества достигается, эффект "слияния с властью" несмотря на абсолютную отстраненность людей от нее, и как результат - "народ не безмолвствует, как в феодальных государствах прошлого, - нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням"[6].
Несколько слов о том, что такое "тоталитарная идея". Являясь объединяющим началом тоталитарного общества, она не тождественна идеологии Движения. Идеология - понятие более широкое, включающее в себя и традиционный аспект, общественную мораль, например. Составляющая ядро идеологии "тоталитарная идея" представляет собой полностью искусственную конструкцию, созданную на базе всей совокупности мифов Движения, и заключает в себе основной ценностный критерий организации тоталитарного общества. По сути своей "тоталитарная идея" - та оболочка, в которую завернуто конкретное общество. Именно она и отличает одну форму тоталитаризма от другой.
Наличие общественно-политического движения - массовой социальной базы - создает видимость какого-то подобия "народовластия", демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. Тоталитарный фашистский режим имеет свои временные рамки и не совпадает с временем существования тоталитарного Движения. Движение имеет период зарождения, становления (до прихода к власти и формирования политического режима) и период внутреннего распада, когда в силу каких-либо причин тоталитарный режим эволюционирует в посттоталитарный, авторитарный. Так, если говорить о Германии, то фашистский режим там ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское Движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное Движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.
Модели политической социализации
Исследования, проведенные в разных странах, позволили выделить наиболее характерные образцы, стандарты взаимодействия индивида и власти, в результате которых осуществляются преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому. Западные политологи выделяют несколько типов политической социа ...
Особенности формирования новой постсоветской политической элиты
Современная политическая элита России начала формироваться в начале 1990-х годов. Переход от командно-административной системы к рыночной экономике в нашей стране повлек за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Произошли коренные изменения и в модели элитообразования: постепенная замена доминировавшего на протяжении значител ...
Социально-политические аспекты
глобальных проблем современности
Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человека. Но и их разрешение невозможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер э ...