Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а следовательно и характер политики.
Связь искусства и политики также можно обнаружить. Это и политика государства в отношении искусства, это и проведение идеологических установок власти через искусство, и отношение деятелей искусства к политическим процессам в стране.
Взаимоотношения политики и культуры и искусства проявляются через государственную культурную политику - совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Культурная политика - одно из функциональных направлений внутренней политики любого государства наряду с экономической, социальной и др. Проблема сохранения историко-культурного наследия в нынешних условиях приобрела особую актуальность. Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально-значимых групп и слоев общества.
В системе социального управления политика выполняет, прежде всего, ориентирующую роль, определяя видение проблем, а также поиск путей их решения. Политику вообще можно определить как совокупность намерений и способов действий по их осуществлению, формируемых обществом через свои институты по отношению к той или иной сфере жизнедеятельности.
Политика в области культуры и искусства осуществляется определенной иерархией субъектов. Прежде всего, такими субъектами являются политические партии. В предвыборных программах политических лидеров могут содержаться намерения, затрагивающие сферу культуры. Другим важным субъектом культурной политики выступает государство. Оно формирует и осуществляет культурную политику через законодательную и исполнительную ветви власти.
Государство организует и правовую защиту культуры (охрану особо ценных объектов, интеллектуальной собственности, авторских прав), регистрирует уставы творческих организаций, принимает специальные программы (например, поддержки особо одаренных детей), формирует инфраструктуру культуры (строительство культурных объектов), финансирует сферу культуры, определяет особенности налоговой политики в отношении культурных учреждений, устанавливает общенародные государственные праздники, в которых соединяются политические и культурные аспекты.
Многообразие субъектов и объектов культурной политики порождает и многообразие ее направлений. Классификация их - чрезвычайно сложный вопрос. Общий характер намерений по отношению к сфере культуры выражается в приоритетах трех ее общественных функций:
- охранительной (сбережение традиций, социальной памяти и т. п.);
- творческой (создание новых художественных ценностей);
- инструментальной (удовлетворение потребностей тех или иных субъектов).
Разнообразны направления культурной политики по содержанию, в зависимости от того, какую сферу культуры она затрагивает: науку, образование, искусство, религию, нравственность и др.
Если говорить о взаимовлиянии культуры и искусства и социально-политической сферы, то следует иметь в виду, что политические режимы, социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают влияние на качество и содержание культурной жизни общества. С другой стороны, уровень культуры общества, его политических лидеров обусловливает принятие политических решений, проведение кампаний, разрешение конфликтов и т. п. Таким образом, это влияние является двусторонним и обоюдным, ибо и культура и политика - это «все во всем», некие силовые поля, которые в их всеобщности нельзя ни жестко определить, ни однозначно локализовать.
Основные направления и тенденции развития социально-политических взглядов в
Украине в ХІХ – нач. ХХ ст.
Политическая мысль России и Украины в XІX ст. эволюционировала в атмосфере крепостничества, самодержавия и полного порабощения украинской нации. Это определяло основные политические идеи выдающихся мыслителей того времени. Идеологи либерального дворянства М.М. Сперанский (1772–1839 гг.), М.А. Карамзин (1766–1826 гг.), революционеры-декаб ...
Тоталитаризм как исторический и политический феномен
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. В 1956 году два американских политолога – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. 1. Официальная идеология, полностью ...
Подготовка наступательной операции
К непосредственной подготовке военной операции, получившей на стадии подготовки название "Шок и трепет", а впоследствии "Свобода Ирака", министерство обороны США приступило в сентябре 2002 года Основное планирование операции было осуществлено в течение 10-14 дней. Объявленными целями военной операции "Свобода Ира ...