Не менее сложными являются отношения курдского большинства с туркманской общиной КАР. Туркманы – одно из национальных меньшинств Ирака, проживающее преимущественно на севере страны. При этом подавляющее большинство представителей этой народности сконцентрировано именно в Ираке, хотя отдельные туркманские общины имеются и в других ближневосточных странах, включая Израиль.
Несмотря на расхожее мнение, что туркман на севере Ирака расселили турки-османы в качестве «щита» от набегов арабских племен (на эту версию работает то, что туркманы действительно фактически занимают «зону разграничения» между Курдистаном и арабской частью Ирака), история этой народности в Ираке началась гораздо раньше. Еще при халифах династии Омейядов, в 692 г. н.э. правитель Ирака Хаджадж Бен Юсеф ас-Сакафи нанял туркман для охраны гор и дал им для местожительства район Брара в современной провинции Васит (на юго-востоке от Багдада).
При Аббасидах практика военного использования туркман была продолжена: в рядах халифской армии находилось около 40 тысяч туркман. Халиф Муатасим (1248–1252) поселил большое число туркманских семей в городе Самарра, построенном когда-то в качестве столицы аббасидского государства. Достаточно привилегированное положение туркман способствовало росту их миграции в Ирак, особенно усилившейся в сельджукскую эпоху, когда на севере страны, в районе Киркука, Мосула иЭрбиля был создан независимый туркманский эмират. Туркманы считают намеренной фальсификацией появляющиеся в иракской арабской и курдской историографии сведения о том, что их расселение на территории страны связано с завоеваниями турок-османов, считая их попытками представить туркманскую общину «чужеродным элементом для Ирака» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сегодня, по оценкам западных исследователей, численность иракских туркман составляет около 2,2% населения страны, т.е. приблизительно 450–500 тысяч человек, такую же цифру называют курдские источники. В республиканском Ираке этот вопрос полностью обходят стороной. Известно лишь, что согласно переписи населения страны, проводившейся в 1957 г., иракских туркман уже насчитывалось 500 тыс. человек. При этом следует учитывать, что туркманская община больше ассирийской. Сами туркманы утверждают, и это мнение поддерживается Турцией, что их в Ираке около 2 млн. человек. В нынешней ситуации действительно очень сложно разобраться в этом вопросе, однако, как представляется, все же следует исходить из того, что численность иракских туркман превышает 1 млн. человек.
Основная их масса проживает в населенных пунктах Киркук, Туз-Хурмату, Кара-Тепе, Эрбиль, Дахук, Телль-Афар, Алтынкёпрю. При этом полностью туркманских поселков в Ираке, в том числе в Курдистане, нет. Своим центром туркманы считают город Киркук и выступают за то, чтобы он стал «столицей» их будущего автономного образования. Обращает на себя внимание, что туркманы ведут идеологический спор с курдскими партиями о «национальной принадлежности» города Киркука. Оба народа считают его своим. При этом дискуссия об этом, носящая весьма острый характер, в силу известных обстоятельств также ведется за пределами контролируемых Багдадом территорий, включая сам Киркук.
Если выделить из истории Ирака только последние 80 лет, то следует отметить, что отношение к туркманской общине было одинаково сложным и противоречивым как со стороны Багдада, так и курдов. Этническая близость туркман к туркам всегда вызывала недоверие. Соответственно, любыеразговоры о правах туркманского меньшинства воспринимались не иначе как «удар в спину» иракской государственности. Во время празднования в июле 1959 г. первой годовщины антимонархической революции иракская компартия, в которой всегда ощущалось сильное влияние курдских элементов, провела серию нападений на туркман в Киркуке. Их жертвами стали около 30 человек, более 400 семей бежали в Багдад и другие города.
Проблема политического отчуждения
в психологических и общественно-научных концепциях
Впервые увидел в отчуждении политическую составляющую Жан-Жак Руссо. В его теории политическое отчуждение выражается в отторжении от индивида его "естественного права" на осуществление власти и управления собственным бытием и заключается в факте существования государства, правительства, представительского депутатства. Сущностно ...
Политический рынок: концепции, специфика, динамика. Концепция пространства конкурентной борьбы в политике
Теория изучения политических процессов чрезвычайно богата. Исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы политического бытия, находят свое отражение в трудах философов, социологов, юристов, культурологов, специалистов по менеджменту, экономистов, математиков, и политологов. Многие из них привнесли в политическую науку фундамент ...
Президентский иммунитет
В тексте Конституции США нигде прямо не говорится ни о каких-либо привилегиях президента, ни о его иммунитете. Постепенно в американский политико-правовой словарь прочно вошли понятия "иммунитет исполнительной власти" и "привилегии исполнительной власти", которые иногда именуются «президентской прерогативой». То есть, ...