Впервые увидел в отчуждении политическую составляющую Жан-Жак Руссо. В его теории политическое отчуждение выражается в отторжении от индивида его "естественного права" на осуществление власти и управления собственным бытием и заключается в факте существования государства, правительства, представительского депутатства. Сущностной причиной такого положения объявляется Руссо возникновение общественного института частной собственности и связанного с ним нарастания человеческого неравенства (в том числе и политического). Путь преодоления политического отчуждения по Руссо - установление государственных форм непосредственной (плебисцитарной) демократии, способной вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции.
К. Маркс в этой связи полагал государство посредником между человеком и его свободой, считая главной причиной политического отчуждения существование антагонистических общественных отношений, проявлением которых в условиях господства буржуазного способа производства выступает отчуждение товарное (материально-экономическое). Видами товарного отчуждения Маркс объявлял: отчуждение от человека орудия и продукта его труда, собственности, социальной (в том числе и политической) сущности человека, человека от человека; отчуждение преодолевается в результате процесса осуществления совокупности мероприятий пролетарской революции. В условиях современной цивилизации люди для общения друг с другом вообще прибегают к услугам посредников ("отчужденных сущностных сил") - языка, денег, права и пр. В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею "системы участия" (во владении и распределении прибыли), а политического отчуждения - участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Воплощением политического отчуждения в государстве, по М. Веберу, выступает его чрезмерная бюрократизация. Однако полностью преодоление политического отчуждения, как отчуждения властных функций и институтов от человека, недостижимо в обозримом историческом будущем
В психологии для анализа чувства политического отчуждения существует, по меньшей мере, семь теорий.
Согласно теории сложной организации, политическая неудовлетворенность возникает, когда люди не могут или не хотят участвовать в политических делах общества, крупных формальных организаций или своих общин. Представители этого направления видят две основных причины политического отчуждения в обществе - дефицит первичных взаимоотношений и невозможность включаться в добровольные объединения и принимать участие в их делах. Наличие этих двух явлений будет приводить к чувствам политического отчуждения[1].
В работах Пьера Бурдье политическое отчуждение предстает как господство над индивидами и социальными группами тех учреждений и персоналий - партий, парламентов, аппаратов и лидеров, которые "по определению" должны отражать интересы своих граждан или членов, а не властвовать над ними. Такие феномены, как политический абсентеизм, девальвация гражданской идентичности, контроль над властью со стороны наиболее мощных экономических игроков, являются последствиями и проявлениями политического отчуждения. Принцип представительства народа, класса, социальных групп, нации или этноса лежит в основе формирования институтов современной демократической власти. Но парадоксальной для политической жизни и производительной для политической науки является обоснование П. Бурдье положения, что процесс политического отчуждения является закономерным следствием присущего представительской демократии делегирования власти (представительства), которое за счет определенных механизмов превращается в узурпацию власти "уполномоченными лицами" над той группой, от которой они и получили власть. То есть политическое отчуждение является неотъемлемой чертой представительской демократии. Бурдье признает, что этот процесс делегирования является необходимым средством институализации группы, что заключается в передаче своих прав представителям в юридическом значении этого термина. В условиях представительской демократии определенная группа или организация не существуют без регистрации в государственных учреждениях (Минюсте, например) и наличия представителей, которые осуществляют такую институализацию в форме создания аппарата, совокупности "освобожденных работников". Последние работают исключительно от имени и по поручению группы. Но не только в юридическом, да и в более широком символическом смысле группы не существует без процесса представительства: символическое представительство означает создание символического образа определенной группы в виде печати, знамени, бренда, рекламы и тому подобное. Благодаря символическому представительству определенная социальная группа в буквальном смысле этого слова "узнает себя". Поэтому пролетариат, который по своему социально-экономическому положению был вынужден постоянно бороться за снятие политического отчуждения, постоянно же его и порождал в процессе организации в солидарную группу и осознания общих интересов через своих представителей. Следовательно, это парадоксально, но факт: чтобы бороться за власть обездоленным массам людей, которые не имеют мощного экономического "аргумента", нужно идти на риск политического отчуждения и постоянно снимать его.
Личности как субъекты и объекты политики
Социальное неравенство общества оказывает существенное влияние на возможности представительства интересов различных слоев и классов во власти, в политике. Одни социальные группы, слои оказываются пассивным объектом политики, другие являются не только объектом, но и субъектом ее. Это относится в полной мере и к отдельной личности как объе ...
Происхождение государства
Вопрос о причинах происхождения государства, формах и стадиях этого процесса является сложным и недостаточно изученным. Существует множество теорий происхождения государства, однако в советское время научной признавалась лишь марксистско-ленинская теория. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в условиях идеологического плюрализма ...
Политическое развитие в РФ в 90-х гг. ХХ в.. Становление
новой российской государственности
РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины её населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имело свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления – Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерс ...