В политической борьбе весьма значительна роль используемых средств и искусства их применения. От наличия разнообразных средств и умения их своевременно применять во многом зависит степень остроты, интенсивности и напряженности политической борьбы. Она может иметь характер скрытой или открытой полемики, критики, психологического давления, переходить к экономическому принуждению, эпизодическому применению оружия, наконец, к открытым массовым вооруженным столкновениям.
Политическая борьба может вестись между индивидуальными и коллективными субъектами политики. Борьба между политическими деятелями, лидерами и иными профессиональными политиками обусловлена социально-групповыми интересами совокупных субъектов политики. Ведь политические деятели - это прежде всего выразители интересов и воли определенных социальных групп. В основе политической борьбы между индивидами могут также лежать их личные интересы, амбиции, пристрастия, например, властолюбие.
При всем значении индивидуальной политической борьбы политика - это прежде всего борьба партий, ассоциаций, движений, это межгрупповая борьба. Именно она решает исход политических событий. Однако в любом случае политическая борьба - это такая ситуация взаимодействия, которую порождают две причины:
1) субъекты политики преследуют несовместимые цели либо отстаивают несовместимые ценности;
2) субъекты в острой конкурентной борьбе стремятся одновременно к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одним из них.
Как средство достижения этих целей политическая борьба предстает в виде многообразных форм контакта субъектов с применением принуждения (физического или психологического) либо в рамках общепринятых норм, либо вне их. Этим она отличается от другой формы политического взаимодействия - сотрудничества.
Политическое сотрудничество - это специфический вид взаимодействия субъектов политики, в процессе которого они способствуют взаимной поддержке, взаимной безопасности и взаимному сохранению. Оно может выполнять функцию источника политического развития, а может быть и его тормозом. Политическое сотрудничество возможно как между однородными субъектами политики (например, между партиями), так и между разнородными (при решении экологических проблем, проблем преступности и т.д.). Один и тот же субъект способен находиться в состоянии борьбы с первым, сотрудничества со вторым и относительного нейтралитета с третьим субъектом.
Реализация политической деятельности и политического развития идет через борьбу, через противоречия. Однако само противоречие и борьба возможны в политике лишь при наличии содействия. Иначе противоборствующие в политике стороны поглотили бы и друг друга, и общество. В то же время политическое содействие, сотрудничество без борьбы ведет к застою общества. Борьба и сотрудничество - две основные формы развертывания политической деятельности.
Важнейшей разновидностью политического содействия является кооперация - такое взаимодействие субъектов политики на базе общности их целей и задач, которое ведет к обоюдополезному результату. Политическую жизнь, как и всю общественную, трудно представить без кооперации в различных ее формах. Существенными чертами кооперации являются совместимость деятельности; технологическое взаимодействие на основе разделения функций; целенаправленность и программирование деятельности и др.
Разграничение понятий информирования и агитации и
связанные с этим ограничения свободы массовой информации
Новеллой Федерального Закона «Об основных гарантиях…» стало разграничение информирования избирателей (в том числе публикация опросов общественного мнения) и предвыборной агитации. Оба эти процесса объединяются понятием «информационное обеспечение выборов». Выиграло от этого, в первую очередь журналистское сообщество, получившее гарантии ...
Партийные системы
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет с ...
Соблюдение принципа согласованности национальных и транснациональных интересов
Методологической основой совершенствования капитализма стала социально-экономическая интерпретация законов природы, в рациональности которой невозможно усомниться. Введение института должностного участия в прибылях – это не выдумка. Это инновация, выведенная из научной проекции природной рациональности на жизнь общества. Внедрение её соз ...