В политической борьбе весьма значительна роль используемых средств и искусства их применения. От наличия разнообразных средств и умения их своевременно применять во многом зависит степень остроты, интенсивности и напряженности политической борьбы. Она может иметь характер скрытой или открытой полемики, критики, психологического давления, переходить к экономическому принуждению, эпизодическому применению оружия, наконец, к открытым массовым вооруженным столкновениям.
Политическая борьба может вестись между индивидуальными и коллективными субъектами политики. Борьба между политическими деятелями, лидерами и иными профессиональными политиками обусловлена социально-групповыми интересами совокупных субъектов политики. Ведь политические деятели - это прежде всего выразители интересов и воли определенных социальных групп. В основе политической борьбы между индивидами могут также лежать их личные интересы, амбиции, пристрастия, например, властолюбие.
При всем значении индивидуальной политической борьбы политика - это прежде всего борьба партий, ассоциаций, движений, это межгрупповая борьба. Именно она решает исход политических событий. Однако в любом случае политическая борьба - это такая ситуация взаимодействия, которую порождают две причины:
1) субъекты политики преследуют несовместимые цели либо отстаивают несовместимые ценности;
2) субъекты в острой конкурентной борьбе стремятся одновременно к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одним из них.
Как средство достижения этих целей политическая борьба предстает в виде многообразных форм контакта субъектов с применением принуждения (физического или психологического) либо в рамках общепринятых норм, либо вне их. Этим она отличается от другой формы политического взаимодействия - сотрудничества.
Политическое сотрудничество - это специфический вид взаимодействия субъектов политики, в процессе которого они способствуют взаимной поддержке, взаимной безопасности и взаимному сохранению. Оно может выполнять функцию источника политического развития, а может быть и его тормозом. Политическое сотрудничество возможно как между однородными субъектами политики (например, между партиями), так и между разнородными (при решении экологических проблем, проблем преступности и т.д.). Один и тот же субъект способен находиться в состоянии борьбы с первым, сотрудничества со вторым и относительного нейтралитета с третьим субъектом.
Реализация политической деятельности и политического развития идет через борьбу, через противоречия. Однако само противоречие и борьба возможны в политике лишь при наличии содействия. Иначе противоборствующие в политике стороны поглотили бы и друг друга, и общество. В то же время политическое содействие, сотрудничество без борьбы ведет к застою общества. Борьба и сотрудничество - две основные формы развертывания политической деятельности.
Важнейшей разновидностью политического содействия является кооперация - такое взаимодействие субъектов политики на базе общности их целей и задач, которое ведет к обоюдополезному результату. Политическую жизнь, как и всю общественную, трудно представить без кооперации в различных ее формах. Существенными чертами кооперации являются совместимость деятельности; технологическое взаимодействие на основе разделения функций; целенаправленность и программирование деятельности и др.
Политические установки как основа формирования политического
стереотипа
Поскольку функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного в поведении человека, вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (особенно американские – С. Аш, Ф. Хайдер, Л. Фестингер) рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки. Другие (наприме ...
СНГ: стратегии хозяйственного и политического
развития
Многие политики и эксперты обращают внимание на низкую эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества ...
Уровень жизни молодежи
Система российской статистики, принятая на настоящий момент, не позволяет достаточно корректно проследить динамику уровня жизни молодежи. Статистические данные за 2006 г. свидетельствуют о том, что на фоне общего роста заработной платы и денежных доходов населения в целом усиливается неравномерность их распределения, т.е. социальное нера ...