Как известно, политический процесс представляет собой сложную структуру взаимодействия различных субъектов политики по поводу власти и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов. Интерес лежит в основе любой общественной группы, являясь одновременно конечной целью деятельности группы и условием ее возникновения.
Как социальный институт в условиях стабильных демократических политических систем институт лоббизма поддерживает баланс устойчивости политической системы, вписывается в механизм взаимодействия гражданского общества и государства, в процесс принятия и реализации государственных решений.
Однако, в определенных условиях, когда те или иные страны, например, как Россия, переживают свои эпохи транзита, либо когда лоббистская деятельность осуществляется вне правового поля и в условиях дестабилизации общества, в этом случае лоббизм приобретает дезинтегративный характер, и, по сути, является нецивилизованным лоббизмом, который, способствует усилению и развитию в политических системах коррупционных процессов, криминализации социальных и политических институтов.
Цивилизованная форма лоббизма является неотъемлемым институтом любой демократической политической системы. В любой стране, ориентирующейся на создание развитой демократической политической системы, помимо общих, свойственных классическим демократиям, черт лоббизма, имеются и свои специфические черты и особенности, придающие ему национальный оттенок.
Как форма удовлетворения частных и корпоративных экономических интересов, лоббизм широко распространен и в России. Надо признать, что в современной России распространен нецивилизованный лоббизм, поскольку отличительной особенностью нашей экономики является чрезмерная зависимость бизнеса от государства. К тому же, в процессе развития находится и сама политическая система. Все это, безусловно, оказывает существенное влияние на специфику формирования лоббизма в России и его взаимодействие с институтами политической власти. Тем более что до настоящего времени в стране отсутствуют нормотворческие институты, которые бы вводили российский лоббизм в правовое поле.
За последнее десятилетие продвижение интересов на любом уровне привело в России к нецивилизованному лоббизму. Российский парламент окончательно превратился в машину для удовлетворения интересов конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп. Отметим, что нецивилизованный лоббизм унаследовал от своего праотца многие родовые черты.
Только теперь предметом лоббистской деятельности являются уже не фонды и лимиты, а льготы, квоты, нормативы, регулируемые, помимо правительственных постановлений, еще и законами. Для власти и бизнеса нецивилизованный лоббизм оказался единственной с коррупцией формой отношений, что в значительной степени усиливает отчуждённость, недоверие в отношениях общества, бизнеса и власти, ведёт к ослаблению политического влияния властных структур.
Коррупция как следствие отсутствия соответствующей законодательной базы представляет собой специфику лоббистской деятельности в России. Отметим, что нецивилизованный лоббизм и как следствие коррупция - это две очень острые проблемы для России. В частности, отмечается всеобщее проникновение коррупции в сферу лоббизма. Лоббизм как институт представительства стал в России элементом коррупции. В этой связи Россию называют лоббируемым государством. Это является основной проблемой не только в области регулирования лоббизма в России, но и всей государственной системы в целом.
Что же касается цивилизованной формы лоббизма в России, то она настолько мала, что кажется, ее попросту не существует! А пока мы имеем только заявления и обещания. Приведем пример. Когда Александр Шохин вступил в должность нового президента РСПП, он пообещал, что «под моим руководством союз будет заниматься цивилизованным лоббизмом интересов бизнеса» (Газета,2005 г.).
Выступая на Съезде Промышленников и Предпринимателей, Президент РФ Владимир Путин резко негативно высказался против существующей системы лоббирования интересов бизнеса: «промышленная политика России в современных условиях есть не что иное, как лоббирование через госструктуры интересов одного бизнеса в ущерб другому . Все сводится к тому, кто, сколько даст денег, а решает все его величество чиновник», - заявил Владимир Путин.
Основные типологии лидерства. Психопатологическая
типология Г. Лассуэлла
Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять политический лидер, различаются типы «агитатора», «администратора» и «теоретика», а также их различные комбинации. Г. Лассуэлл рассматривал направление движения бессознательных факторов в критических ситуациях карьеры каждого из этих типов, а т ...
Ерроризм в ХХ и ХХI вв.. Виды терроризма
Первое террористическое движение на Ближнем Востоке организовали евреи в Палестине. Сегодня, напротив, Израиль является одним из главных объектов террористических актов; другим объектом стали США. Основной вопрос, возникающий в связи с проблемой терроризма, можно сформулировать так: что отличает борца за свободу или революционера от терр ...
Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы,
членов Совета Федерации.
Федеральный закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы определяет основные формы депутатской деятельности. а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях па ...

