Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям, соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества. Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики.
Политические отношения -
это взаимосвязи субъектов политики по поводу завоевания, распределения, использования, удержания и развития политической власти. Политические отношения - это своеобразный способ регулирования взаимодействия социальных субъектов в политической власти.
Политические отношения могут носить характер непосредственных (прямых) или косвенных (опосредованных) связей между субъектами политики. При непосредственной связи между ними присутствует прямой контакт. Опосредование политического взаимодействия может происходить не только через социальные предметы в вещной, знаковой и институциональной форме, но и через субъектов политики - индивидуальных и совокупных. Непосредственное политическое отношение - это прямая замкнутость субъекта политики на другой субъект. Между ними нет другого субъекта, который бы активно влиял на содержание взаимодействия, на характер направляющих его целей. Опосредованное политическое отношение между субъектами предполагает участие одного или нескольких субъектов в роли активной опосредующей силы. Но отсутствие непосредственной связи между субъектами не означает отсутствия отношений между ними. Так, неконтактные отношения между членами партий существуют независимо от их личного знакомства и опосредуются деятельностью руководящих органов.
Любые политические отношения - это продукт взаимодействия субъектов, ибо в нем они создаются и изменяются. Они могут осуществляться в различных видах. К ним относятся:
Ø политическое несотрудничество (политическая борьба);
Ø политическое сотрудничество (содействие, консолидация);
Ø политический конфликт;
Ø политический компромисс;
Ø социальный (политический) консенсус.
Понятие "политическая борьба" отражает широкий спектр взаимодействий субъектов политики в рамках определенной социальной системы. Эти взаимодействия предназначены для самосохранения, развития, функционирования одних субъектов политики за счет других посредством их устранения, принуждения или подавления. Политическое сотрудничество обеспечивает самосохранение, развитие, функционирование взаимодействующих субъектов путем их взаимной поддержки, упрочения, кооперации усилий и т.д.
Политическая борьба представляет собой конфликтное обоюдное противодействие субъектов политики, их ассоциаций, преследующих противоположные или несовместимые цели. Она является важнейшей движущей силой политики, непосредственно определяющей развитие политических событий. Борьба зарождается на основе определенных противоречий и проявляется через множественность ее конкретных видов (конкуренция, война, восстания, революции и т.д.).
С точки зрения последствий различают три основных вида политической борьбы:
· борьба, стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию (например, борьба партий за влияние);
· борьба, приводящая к уничтожению, ослаблению одной из сторон либо к ослаблению обеих сторон (например, гражданская война);
Либерализм в экономической сфере
Дилеммы либерализма в экономической сфере Большинство теоретиков современного либерализма, впрочем как и других течений общественно-политической мысли, усматривают его возрождение и обновление в возврате к изначальным принципам, касающимся индивидуальной свободы, равенства, социальной справедливости и т.д. Разумеется, в вопросе о взаимоо ...
Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМ И для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Пр ...
Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы,
членов Совета Федерации.
Федеральный закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы определяет основные формы депутатской деятельности. а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях па ...