logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики
Страница 2
Другая политология » Международные отношения и внешняя политика Беларуси » Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики

Внутренние отношения определяют развитие внешней политики в целом, как основную тенденцию. Отклонение зависит от субъективного фактора и места государства в системе международных отношений. Субъективный фактор включает состояние общественного сознания (господствующая идеология, исторические и культурные традиции народа) и особенности личности руководителя (политико-идеологические, социально-культурные, психологические). Господствующая идеология обосновывает внешнеполитический курс. Исторически традиции формируют отношения к народам. Культурные традиции утверждают в обществе моральные нормы международных отношений. Этнопсихология определяет особенности поведения народа. Особая роль принадлежит руководителю государства. Он может придать внешнеполитическому курсу гибкость и реалистичность или авантюризм и волюнтаризм. Проводя свою внешнюю политику, государство выступает и как субъект международных отношений. Поэтому их характер оказывает значительное влияние на содержание самой политики. Первейшее значение имеют отношения с соседними государствами. Когда они враждебные, то усложняются вопросы безопасности, создаются трудности в развитии внешних связей. Принадлежность к определенному блоку повышает военно-политический потенциал страны, но обязывает координировать свой внешнеполитический курс. Степень интегрированности в международные структуры свидетельствует о наличии каналов для проведения эффективной политики.

Таким образом, сущность внешней политики современного государства определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены характером социально-экономических и политических отношений. Содержание же конкретного внешнеэкономического курса зависит как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных отношений и субъективного фактора.

Осуществление внешней политики связано с реализацией государством ряда универсальных функций. Так, охранительная функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах. Она направлена на предотвращение угрозы для государства, на поиск мирных решений спорных вопросов. Эффективность этой функции зависит от взаимодействия с другими государствами в создании большей безопасности. Информационно-представительская функция выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения внешнеэкономических задач. Одновременно эта функция предусматривает накопление и обработку данных о состоянии международных дел, намерениях других государств. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государства на мировой арене, координации усилий по решению глобальных проблем. Идеологическая функция заключается не только в пропаганде преимуществ своей системы, а и в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных, цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.

Реализация современным государством внешнеполитических функций осуществляется на правовой основе. Обычно Конституция определяет полномочия трех ветвей власти в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений, порядок их взаимодействия. Это позволяет избегать чрезмерной концентрации власти во внешнеполитической сфере, предупреждает субъективизм и волюнтаризм во внешней политике, делает её прогнозируемой и подконтрольной общественности. Главную роль в проведении внешней политики выполняет дипломатическое ведомство – министерство иностранных дел. Сфера его деятельности – двухсторонние отношения, международные организации и форумы, разрешение крупных международных проблем.

Во внешней политике государство исходит из реальных условий, реагирует на них, используя различные средства. В результате внешнеполитическая деятельность приобретает определенные виды и формы. Выделяют следующие виды внешней политики: пассивная (приспособление к международной конъюнктуре); агрессивная (стремление принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства); активная (интенсивный поиск равновесия между внутренней и внешней политикой); консервативная (охрана достигнутого ранее положения). Форма выражает содержание в конкретных системно-структурных условиях. Каждый исторический этап имеет свой набор функциональных форм. К ним относят нейтралитет, политику союза, равновесия сил, изоляционализма, балансирования. Истории известны два основных метода внешней политики – дипломатия и война. Раньше конфликты разрешались преимущественно силой и военным путем. Современные реалии требуют отказаться от военного метода и находить политические решения через переговоры с учетом законных интересов всех сторон. Только таким (политическим) путем возможно разрешать конфликты и обеспечивать в мире стабильность.

Страницы: 1 2 3

Другое о политике:

Харизматическое лидерство в России
В России во все времена у власти стояли лидеры, но кто-то из них стремился к деньгам и безграничной власти, а кто-то выводил Россию на новый уровень развития, ставя ее наравне с развитыми странами мира того времени. Исходя из классификации Вебера, можно утверждать, что Россия знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. «Так ...

Сон разума рождает чудовищ
Недавно «Литературная газета» (№ 2-3 с.г.) опубликовала важную выдержку из книги депутата Госдумы РФ А.Хинштейна «Сказка о потерянном времени». Освещая деяния Леонида Брежнева и, естественно, других лидеров нашего отечества, автор, так или иначе, исследует более широкую, более глубинную проблему современного социума. А именно: роль лидер ...

Содружество независимых государств: образование и основные стратегии развития. Образование Содружества Независимых Государств
СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru