Понятие политического режима (от лат. regimen — управление) выступает как интегральная характеристика политической системы. Политический режим характеризует особенности функционирования политической власти в том или ином государстве. Политический режим - это совокупность средств и методов,с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы,способов голосования и принципов принятия решений,образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Для анализа политических режимов берутся не внешние, формальные признаки власти, а реальная практика ее применения. Политический режим тесно связан с особенностями того общества, в котором он проявился, и вне системы общественных ценностей адекватно понят быть не может.
Первые классификации того, что мы сейчас называем политическим режимом, были предложены античными «отцами» политической науки Платоном и Аристотелем. Платон разработал нисходящую (деградирующую) классификацию режимов. От идеального государства, в котором власть принадлежит мудрецам–философам, через ряд промежуточных форм (тимократия, олигархия, демократия), к тирании, худшему из режимов, основанному на узурпации власти одним лицом — тираном, и тотальном подавлении свободы. Однако более известна классификация его младшего современника Аристотеля, отличающаяся простотой и логичностью. В зависимости от двух критериев, количественного состава верховной власти и результатов ее деятельности, Аристотель выделил шесть основных типов политических режимов.
Классификация политических режимов по Аристотелю
Властвует в пользу: |
Общего блага управляемых |
Личного блага правителей |
Один |
Монархия |
Тирания |
Несколько |
Аристократия |
Олигархия |
Все (или как можно больше) |
Хорошая демократия (политейя) |
Плохая демократия |
Общепринятой сейчас является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества. Современные взгляды на характер политического режима, исходят из наличия двух всеобъемлющих типов: автократии (общество отстранено от принятия политических решений) и демократии (политические решения принимаются коллективно). Сравнивать автократию и демократию, а так же их многочисленные разновидности, между собой возможно по нескольким критериям:
· степень политической свободы, которая уменьшается от демократии к автократии;
· легальность, открытость и прозрачность для общества, механизмов принятия политических решений; от демократии к автократии идет процесс нарастания закрытости политического и уменьшения сферы публичной политики. Вопросы передачи власти, столкновения конкурирующих проектов в рамках правящей верхушки и многие другие решаются без участия общества, или даже без его информирования. Такая ситуация метко характеризуется выражением «схватка бульдогов под ковром»;
Дуайт Эйзенхауэр и глобализация холодной войны
В пылу предвыборной борьбы за Белый дом республиканская партия и ее кандидат Д. Эйзенхауэр критиковали внешнюю политику Г. Трумэна по двум основным направлениям: во-первых, за колоссальные расходы, которые подрывали бюджет и разрушали национальную экономику; а во-вторых, вместо трусливой концепции «сдерживания» коммунизма предлагалась до ...
Исламский фундаментализм и революция
Взаимоотношения ислама и революции сложно эволюционировали в XX веке от полной несовместимости до слияния в общепризнанном понятии «исламская революция», официально принятом в 1978 г. в Иране. Эгалитаризм, коллективизм и соответствующие представления о социальной справедливости в исламе (например, принцип «садака», предписывающий зажиточ ...
Партия "Единая Россия".
Партийные функционеры всегда ненавидели народ (презирают его и сегодня!), но прикрывались его именем, совершали свои злодеяния во имя народа. Партийный работник (хоть КПСС, хоть «Единой России), никогда не поделится с народом ничем своим. Находящиеся у власти партийно-комсомольские «умельцы» никогда не решат накопившиеся за 80 лет социал ...