Политическая элита относится к привилегированному слою общества, формирующему нормы политической жизни и оказывающему в переходном обществе определяющее влияние на управление государством. Деятельность политической элиты, в свою очередь, подчинена определенным канонам, складывающимся в течение всей истории развития общества, распространенной в нем системе ценностных ориентаций. Можно говорить о существовании особых форм государственного управления в зависимости от регионального расположения страны и присущих этому региону традиций.
Для политической элиты арабских стран характерно сочетание исторически укоренившихся автократических и новых, еще только нарождающихся демократических механизмов управления при сильном влиянии традиций, которые придают властным структурам (по меньшей мере в сознании низов и значительной части средних слоев) некую легитимность и даже священность.
На политическую культуру, стиль руководства правящей элиты в арабских странах влияет также и сложившаяся на протяжении многих поколений система отношений между населением и представителями власти, при которой лидер отождествляется в сознании широких народных масс с некой полумистической личностью, данной «сверху». При этом особое значение приобрели эмоциональные формы воздействия лидера и власти в различных ее ипостасях на население. Ораторские способности политического деятеля, непосредственное общение с подданными в результате поездок по стране, «постоянное» присутствие на экранах ТВ способствуют формированию харизмы политического руководителя, являются питательной средой для укрепления авторитаризма. Первый президент Алжира Бен Белла любил выступать перед многотысячными толпами, что способствовало росту его популярности среди населения страны. Он завоевывал массы «своим народным говором, своей улыбкой и человеческой теплотой…». Король Марокко Мохаммед VI не в пример своему отцу Хасану II без колебаний вступает в прямые контакты с толпой. Новый король «ворвался наподобие поп-звезды» в толпу обожающих его марокканцев. Он создал комиссию с целью выплаты компенсации жертвам политических преследований, открыл путь к возвращению в страну ссыльных, в частности, в страну вернулся самый видный марокканский политический эмигрант Абрахам Серфати, утверждавший: «Хасан II был феодалом, а Мохаммед VI современный человек, у которого нет склонности к авторитаризму». Популярность Мохаммеда VI растет с каждым посещением города или поселка. Открытость стала неотъемлемой частью его более современного образа правления.
В период после завоевания независимости укреплению авторитарных черт власти, т.е. установлению режима личной власти, созданию однопартийных систем способствовали многие факторы – как внутренние, так и внешние. Среди них – атмосфера «холодной войны», наследие периода вооруженной антиколониальной войны, отсутствие исторических традиций демократии, борьба за власть в стране после разрыва с метрополией, в целом низкая политическая культура широких слоев общества и т.д. Часто понятие государства отождествлялось в Алжире всего лишь с одной партией – Фронтом Национального Освобождения, Социалистической дустуровской партией в Тунисе и т.д. Создававшиеся однопартийные режимы способствовали укреплению положения лидера, который, опираясь прежде всего на силовые структуры и госаппарат, практически полностью контролировал поддерживавшую его партию и с ее помощью формировал социальную опору своей власти.
Внутренняя структура политики. Функции политики
Политика имеет определенную структуру. Ее компонентами являются: 1) политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами публичной власти. В содержательном смысле они характеризуют многообразие взаимодействия правящей элиты (управляющих) и электората (управляемых), элиты и опп ...
Место и роль государства в политической системе общества
Чем же определяется особое место государства в политической системе общества? Чем обусловливается в ней его особая роль? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по ...
Финансовые возможности государства и эффективность политики.
Большое влияние на эффективность политики оказывают финансовые возможности государства. При прежней системе в основу планов закладывались общественные потребности. Для их удовлетворения изыскивались средства. При этом финансирование не рассматривалось в качестве ограничителя, а подводилось под материальные и трудовые ресурсы. Проблема ...