Стремясь сохранить свои позиции на возможно более длительный срок, лидеры нередко вводили де-юре или де-факто институт пожизненного президентства: Бургиба в Тунисе, Бумедьен в Алжире и т.п., не говоря о наследственной передаче королевской власти в Марокко. В этой связи институт главы государства превращался в важнейшее средоточение политической власти. Президент, монарх, наделялись широкими государственными прерогативами. Они становились главами правительства, главнокомандующими вооруженными силами. Несмотря на существование парламента, кабинета министров, разветвленной административной структуры, именно глава государства принимал да и сейчас принимает основные политические решения, в его руках находятся главные нити управления государством. Правительство нередко представляет собой собрание министров при президенте или монархе, состоящее из «своих» людей, т.е. лиц, связанных с главой государства родовыми, семейными, дружескими отношениями. Правитель опирается на группу личных советников, которые помогают лидеру проводить его курс. Можно говорить о существовании в арабских странах глубоких корней института клиентелы. Таким образом, проявляется своеобразная дань традиционализму. Например, первое время после интронизации Мохаммеда VI в 1999 г. однокашники монарха, несмотря на их молодость и неопытность, получили высокие государственные посты: Хасан Аурид – официальный представитель короля по печати, Мохаммед Ясин Мансури – генеральный директор марокканского информационного агентства. Претендентка на руку короля – дочь главы МИД. А своего главного королевского советника, «серого кардинала», «мозг режима» по выражениям прессы, который редактирует тексты публичных выступлений монарха и занимается своими прямыми обязанностями – руководит экономикой, – король унаследовал от отца.
Президент Алжира Бутефлика, формируя правительство в 2000 г., поручил ведение всех дел людям, которых выбрал он сам. В частности, премьер-министром был назначен А. Бенфлис – ближайший из близких сподвижников президента.
В случае исторического укрепления роли военных в управлении государством, как это произошло в Алжире, генералы стремятся расставить «своих» людей на ключевых постах – в министерствах, руководстве партий, входящих в правительственную коалицию, руководстве Центрального банка. Например, назначение в 2000 г. на пост «второго человека» в кабинете лидера Национального демократического объединения выдвиженца военных А. Уяхьи свидетельствует о том, что они продолжают держать руку на пульсе правительства. При таких обстоятельствах в высших эшелонах власти постоянно ведется борьба между различными фракциями не только за оказание влияния на главу правительства, но и по вопросам о направлениях социально-экономического и политического развития. В связи с этим проявляется желание лидера, если он вышел из гражданских кругов, как нынешний президент Алжира А. Бутефлика, ограничить влияние военных. В частности, в 2000 г. были произведены перестановки в руководстве алжирских вооруженных сил. Новые назначенцы, выпускники советских и французских высших учебных заведений, пришли на смену генералам, вышедшим из армии Национального освобождения.
Философские убеждения
Философия по праву считается наукой наук. Она дает ответы на самые важные вопросы, с которыми сталкивается человечество. Один из основных вопросов философии - место человека в мире и смысл человеческого существования. Каждый философ, живший на земле, отвечал на этот вопрос по-своему. В процессе накопления человечеством знаний и развития ...
Политическая культура общества
Термин «политическая культура
» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности – Конфуцием, Платоном, Аристотелем, теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в ...
Партийные системы
Страны делятся на группы в зависимости от того, сколько там партий, как они действуют, как соотносятся друг с другом, и с государством. Принято считать, что идеальным является состояние, когда в государстве много партий и все они активно участвуют в политической жизни, т.е. многопартийное состояние или многопартийная система. В науке наз ...