Хорошо известно, что за последние годы произошли существенные изменения не только во внутренней, но и во внешней политике России. Эти изменения носили неоднозначный характер, включая смену внешнеполитических приоритетов. Соответственно, и оценки этих изменений экспертами носят также весьма противоречивый характер. В первую очередь, с качественными изменениями во внешней политике. Она, по их мнению, стала более сбалансированной в отношении Запада и Востока; внешнеполитический курс стал более соответствовать национальным интересам страны. Что же касается бытующего, особенно среди части западных аналитиков, мнения о том, что российская внешняя политика стала все больше приобретать черты конфронтационности по отношению к Западу, то российские эксперты с такой точкой зрения не соглашаются. Большинство из них считает, что внешнеполитический курс России, несмотря на произошедшие изменения, остается достаточно сбалансированным и не является излишне жестким в отношении Запада.
Таблица 1
Согласие/несогласие с суждениями, характеризующими основной вектор перемен во внешнеполитическом курсе России за последние 3-4 года среди экспертов-традиционалистов и экспертов-западников, в % | ||||
С суждениями об основном векторе происходящих перемен во внешнеполитическом курсе России за последние 3-4 года |
Традиционалисты |
Западники | ||
Согласны |
Не согласны |
Согласны |
Не согласны | |
Внешнеполитический курс России стал в большей степени соответствовать ее национальным интересам |
63,9 |
24,7 |
51,8 |
31,3 |
Внешнеполитический курс России стал более сбалансированным в отношении Запада и Востока |
68,0 |
14,4 |
55,4 |
21,7 |
Внешнеполитический курс России стал излишне жестким в отношении Запада |
3,1 |
77,3 |
22,9 |
60,2 |
Согласно концепции внешней политики, утвержденной Президентом В.В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране дает основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества.
С избранием Президентом В.В. Путина отношения со странами Запада стали более открытыми, динамичными и гибкими. Российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий «холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы во Вьетнаме и на Кубе, утратившие былое стратегическое значение. С США были согласованы дальнейшие меры по сокращению ядерных арсеналов. В мае 2003 г. Вступил в силу Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он рассчитан на длительный срок и предполагает, что к 2012 г. У каждой из сторон останется не более 1700 – 2200 стратегических ядерных боеприпасов.
Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом, позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в "сворачивании демократии".
В 2004 году во внешней политике наблюдалось резкое ухудшение отношений с Западом, грозящее России изоляцией. На постсоветском пространстве возникли большие осложнения в отношениях с Украиной и Грузией. Внутри страны наблюдалось повсеместное снижение всякой оппозиционной активности. Обе палаты парламента, по мнению критиков, практически утратили политический вес.
Национальная безопасность как основа стабильности государства
Во введении к данной работе затрагиваются аспекты становления национальной безопасности и ее эволюции в соответствии с формированием новых потребностей общества. Национальные интересы получают выражение в форме государственного устройства, в общественных отношениях, присущих данной общественно-экономической формации, являющихся факторами ...
Формирование политического сознания личности
Каким же образом происходит процесс формирования политического сознания личности? Различия в стилях политического мышления, типах отражения политической системы имеют свои истоки в характере политической социализации. Все те институты, которые призваны заниматься политическим воспитанием, как правило сосредотачивают свои усилия на соверш ...
Сущность и виды республик. Республика как форма правления
Государство, как всякая общественная организация, имеет своего главу, который действует от лица государства как в области международной, так и в области внутренней политики. «Порядок замещения главы государства является тем внешним признаком, который отличает монархию от республики. Именно в монархии место главы государства замещается по ...