Проправительственные тунисские аналитики считают, что такая «эволюционная демократия» – с «консенсусом в обществе», утверждающая просвещенный авторитаризм, лучше всего соответствует нынешним тунисским реалиям.
Мохаммед VI придерживается мнения о том, что в Магрибе должна быть применена своя модель демократии, отличная от западноевропейской, поскольку «у каждой страны существуют свои характерные черты». Не возникает сомнений в том, что и тогда, когда страна станет более демократичной, Мохаммед VI сохранит за собой верховную политическую власть. Согласно конституции, Марокко – монархия с двухпалатным парламентом и независимой судебной властью. «На практике, – говорится в Докладе государственного департамента США о ситуации с правами человека в Марокко в 1999 г., – верховная власть принадлежит королю, который руководит работой совета министров, назначает членов кабинета министров и может, на свое усмотрение, освобождать министров от занимаемых должностей, распускать парламент, назначать новые выборы и править страной с помощью декретов». Таким образом, король не просто осуществляет функции арбитра между различными политическими силами, о чем говорилось выше, но и сам выступает в качестве решающего игрока.
Авторитарный характер власти нашел отражение в действующем в Марокко кодексе прессы, позволяющем государству осуществлять прямую цензуру СМИ, предписывающий средствам массовой информации не упоминать тот или иной сюжет. «Закон и традиция запрещают критику в адрес марокканской принадлежности Западной Сахары, священного характера ислама и монархии».
Однако правительство пытается продемонстрировать и приверженность демократическим принципам, что нашло отражение в проведении парламентских выборов 1997 г. на альтернативной основе и в формировании оппозиционного правительства.
Король заработал себе репутацию реформатора благодаря мерам, которые привели к переменам в жестко контролируемом аппарате, унаследованном от его отца. Мохаммед VI уволил давно занимавшего пост министра внутренних дел Дриса Басри – влиятельную и «устрашающую» фигуру времен правления Хасана II – и разрешил известным изгнанным политическим противникам вернуться на родину. Он также позволил провести расследования нарушений прав человека в прошлом.
Общество платит дорогую цену за авторитаризм, поэтому демократические «веяния» в курсе политических лидеров новой волны – не случайность, а скорее закономерность. Приверженность демократическим преобразованиям в декларативном и практическом измерениях монарх пытается сочетать с жестким контролем ключевых политических вопросов. Точка зрения Мохаммеда VI, что в сфере государственных дел не может быть свободы выражения мнений, подтверждается заявлением для прессы нового главы МВД А. Мидау, следующим образом характеризующего свои основные «очень простые» функции: они состоят в «выполнении комплекса указаний, содержащихся в выступлениях короля Мохаммеда VI и направленных на строительство нового, открытого к современности и базирующегося на корнях традиций Марокко».
Авторитарные традиции, лежащие в основе политических режимов арабских стран, продолжают оказывать воздействие на поведение лидеров и политической элиты. Полученное ими высшее образование в демократических странах сочетается с местными арабскими традициями и выражается в том, что политические деятели – «арабы и мусульмане, когда они занимаются внутренними делами королевства или дипломатией, и чистые продукты Запада, когда имеют дело с европейцами».
Выводы
Военная операция коалиционной группировки вооруженных сил США и Великобритании против Ирака в марте - апреле 2003 года в значительной степени ускоряет формирование новой по сути системы международных отношений. Американо-британская коалиция, далеко не исчерпав всех возможностей политического урегулирования, в том числе потенциала ООН, на ...
Позитивистское политико-правовые
теории Р.Иеринга
Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852-1865), «Цель в праве» (1877-1883) и «Борьба за право» (1872).[6] Однозначную характе ...
Внешняя политика России в новой геополитической обстановке
После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитич ...

