Становление института политических партий неразрывно связано с совершенствованием избирательной системы. По словам М. Дюверже, «система партий и избирательная система — две реальности, неразрывно связанные друг с другом, подчас их трудно разделить даже с целью анализа: большая или меньшая адекватность политического представительства, например, зависит от избирательной системы и системы партий, рассматриваемых в качестве элементов одного и того же комплекса, и нередко эти элементы невозможно изолировать друг от друга».
В Российской Федерации законодательство о выборах достаточно обширно: его составляют Федеральные законы (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ 199, Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200, «Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201 и другие), а также законы о выборах в субъектах федерации. Специалист в области избирательного законодательства В. Шейнис считает, что российское законодательство о выборах «принадлежит к числу наиболее разработанных в мире, открывает широкие возможности для гражданской инициативы и общественного контроля».[14]
В России политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти (п.1 ст. 36 ФЗ «О политических партиях»). Это положение является правовой новеллой нашего законодательства, так как ранее, согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», этим правом обладали и другие политические общественные объединения (политические организации и движения).
В России основными материально-правовыми предпосылками участия партии в выборах является наличие у нее права избирательного объединения, ее участие в выборах соответствующего уровня, выдвижение кандидатов именно в период избирательной кампании и опубликование партией предвыборной программы. Для того чтобы партия была признана участвующей в выборах, необходимо выдвижение кандидатов от нее либо от избирательного блока, в состав которого она входит, а также ее участие на всех основных стадиях избирательного процесса.
Несмотря на то, что выдвижение кандидатов политической партией -сфера внутрипартийных организационных отношений, современное законодательство вторгается в нее, устанавливая ряд требований общего характера, а именно кандидаты должны выдвигаться представительными органами партии и путем тайного голосования.
Стоит заметить, что в отличие от выдвижения кандидатов, процедура которого достаточно подробно урегулирована избирательным законодательством, вопрос об основаниях отзыва кандидатов фактически передан в ведение самих партий. Сравнительный анализ данных показывает, что основанием для отзыва кандидата, как правило, служат нарушения норм действующего законодательства, устава партии, а также норм корпоративной этики. Вместе с тем в некоторых партиях нормы устава не определяют предметные основания отзыва: для его осуществления необходимо лишь соответствующее решение уполномоченного партийного органа, без указания его мотивов. Это, несомненно, является проблемным моментом в регулировании избирательной деятельности партий.
Период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами называется избирательной кампанией.
Для проведения избирательной кампании партией создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте.
Виды современных республик
В начале XX века существовали две основные республиканские системы: американская и французская. Американский тип заключался в том, что стоящий во главе исполнительной власти президент республики избирался на определенный срок всем народом и этот президент республики управлял страной не на парламентских началах. У президента северо-америк ...
Исламский фундаментализм и революция
Взаимоотношения ислама и революции сложно эволюционировали в XX веке от полной несовместимости до слияния в общепризнанном понятии «исламская революция», официально принятом в 1978 г. в Иране. Эгалитаризм, коллективизм и соответствующие представления о социальной справедливости в исламе (например, принцип «садака», предписывающий зажиточ ...
Политическая реклама, как орудие борьбы за голоса избирателей
Анализируя рекламу, как инструмент политической конкуренции, необходимо дать определение термину «политика». Политика понимается как: · Система государственных институтов, включающая ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; политические организации, партии, общественные объединения и движения. · Политика, как динамический ...