Федерации в 2002-2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства», посчитавшие, что введенные меры направлены на обеспечение единства страны и укрепление государственных структур.
Но вместе с тем, в целях обеспечения установления тесной связи избранных депутатов с избирателями в регионах и зависимости получения депутатского мандата от результатов работы кандидата из федерального списка в конкретном субъекте Российской Федерации, они порекомендовали Федеральному Собранию Российской Федерации закрепить в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы» следующие требования: уменьшение до трех кандидатов общефедеральной части федерального списка кандидатов; обязательность разделения федерального списка кандидатов на региональные группы, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации; при распределении депутатских мандатов внутри федеральных списков кандидатов — первоочередное получение мандатов кандидатами из тех региональных групп кандидатов, которые набрали на соответствующих территориях наибольшие доли голосов избирателей в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этих территориях; сохранение предусмотренного в настоящее время федеральным законом для следующих выборов депутатов Государственной Думы семипроцентного заградительного пункта при условии распределения депутатских мандатов в Государственной Думе не менее чем между четырьмя федеральными списками кандидатов.
При совершенствовании избирательной системы одним из наиболее болезненных вопросов является проблема наличия и величины заградительного пункта, согласно которому партии и движения, набравшие меньше определенного процента голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов.
В России в ходе подготовки законопроекта «О политических париях» ко второму чтению в сентябре—октябре 2002 года рядом депутатов Государственной Думы были выдвинуты инициативы по пересмотру порога заградительного барьера в сторону его увеличения. Так, депутатом О.В.Морозовым было инициировано повышение уровня заградительного барьера в 2,5 раза с 5 % до 12,5 %. Однако в результате возобладала точка зрения о необходимости повышения заградительного барьера до 7 %.
Кроме того, Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает обязательность участия политических партий в выборах: партии, не принимавшие участия в выборах в течение 5 лет, подлежат ликвидации в судебном порядке. Выбор именно пятилетнего периода не случаен: он совпадает по времени с электоральным циклом, в течение которого происходит смена составов всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этот период партия имеет потенциальную возможность принять участие в проведении практически всех избирательных кампаниях на территории Российской Федерации. Таким образом, в России изменения, внесенные в избирательное законодательство, предоставляют значительные преимущества крупным политическим партиям.
Завершая рассмотрение вопроса о деятельности партий в избирательном процессе, необходимо указать на такие проблемные моменты, как отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, что является уязвимым звеном действующей системы правового регулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантий общественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов голосования.
Кроме того, необходимо предпринять дополнительные меры по ограничению использования участниками избирательных кампаний преимуществ должностного положения, причем не только лицами, замещающими государственные должности, но и иными руководителями, в том числе коммерческих организаций. Должно быть обращено внимание на реализацию гарантий справедливого и сбалансированного освещения в средствах массовой информации деятельности различных политических партий.
Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг.. Распад СССР, экономические и политические последствия
Август—декабрь 1991 г.: хроника событий. Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, ра ...
Соблюдение принципа согласованности национальных и транснациональных интересов
Методологической основой совершенствования капитализма стала социально-экономическая интерпретация законов природы, в рациональности которой невозможно усомниться. Введение института должностного участия в прибылях – это не выдумка. Это инновация, выведенная из научной проекции природной рациональности на жизнь общества. Внедрение её соз ...
Особенности политической культуры России
При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая куль ...

