logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Новая роль культуры в трансформирующемся обществе - от экономоцентризма к культуроцентризму
Страница 3
Другая политология » Новая роль культуры в трансформирующемся обществе - от экономоцентризма к культуроцентризму

Важной чертой современного концептуального осмысления культурных парадигм развития стала постепенная рационализация и конкретизация знаний о культуре и обществе, позволяющих осознать постоянно растущую роль социокультурных факторов в процессе общественной трансформации. Это связано с практической ориентацией научного знания на поиск путей достижения определенных планируемых результатов в социальном, политическом, экономическом развитии и реформирования общества, путем целенаправленного воздействия на процессы социокультурной динамики в позитивную сторону, которые позволяют осуществлять их целенаправленное регулирование.

Анализ социальных и социально-политических трансформаций современного российского общества, а также их социокультурных последствий для общества позволяет сделать заключение о том, что в ходе проведения реформ мало учитывалась сложная диалектика социокультурного и экономического развития страны. Ни для кого не являлось секретом, что народное хозяйство не может развиваться в распадающемся, дезинтегрированном социуме, а рыночная экономика не может быть успешно освоена обществом, которое не делает ставку на культуру и постоянное повышение уровня индивидуального развития, и тем не менее культурная модернизация фактически была проигнорирована. Сейчас становится все более очевидным, что культурная модернизация обязана была бы не только сопровождать российские реформы, но и стать главной основой дальнейшего развития нашего общества. Если ей было бы уделено должное внимание и значение в свое время, модернизация всей социокультурой сферы стала бы основным локомотивом движения российского общества по пути социальной справедливости, свободы, демократии, рыночной экономики знаний, развития социальных инноваций, социального партнерства.

В современных научных исследованиях, связанных с изучением социокультурной динамики в процессе реформирования социальных систем, подчеркиваются два принципиально важных момента, что без учета культурной специфики общества невозможна реализация той или иной модели развития и что без учета роли культуры в успехе или провале идущих реформ не может быть понято содержание механизмов институционализации отношений и процессов, идущих в экономической, политической, социальной жизни современного трансформирующегося общества. В этом плане принципиально значимым с методологической точки зрения становится положение, высказанное А. Туреном, в котором он подчеркивает системообразующую роль культуры в развитии других сфер общественной жизни. "Именно выработка и воспроизводство правил, воспроизводимых образцов и социальных норм, задающих требования (ожидания) к партнерам по социальным взаимодействиям - представляющих собой элементы культуры в сочетании с формированием системы социальных позиций (статусов) и системы ролей - делает само функционирование экономики как социального института возможным. И именно культура формирует и упорядочивает картину мира, создавая для всех участников взаимодействия также единую систему мира и единые способы оценки поведения".

Отсутствие общепризнанной системы ценностей, которая бы разделялась большинством населения в качестве нравственной основы жизнедеятельности общества, является тем самым дезинтегрирующим фактором, который негативным образом влияет на социальную ситуацию в социуме в переходный период его развития и создает специфические социокультурные механизмы торможения реформ или реставрации старых, отживших социальных отношений. Размытость ценностей и норм мешает появлению адекватных новым условиям социокультурных механизмов идентификации, социализации, консолидации разных групп социума, которые могли бы подавлять неэффективные и подкреплять перспективные модели социального действия, а также негативно воздействует на функционирование всей системы социальных, экономических и государственных институтов.

Таким образом, негативные социальные и политические последствия определенного забвения роли культуры и целенаправленной культурной политики, нацеленной на модернизацию и реформирование всех сторон общественной и государственной жизни, нашли свое отражение в трансформирующемся российском обществе в трех основных проявлениях. Во-первых, как кризис идентичности на общенациональном и на территориально региональном уровне, который привел к атомизации общества, конфликтам между центром и регионами, росту сепаратизма, этноцентризма, религиозного фундаментализма. Во-вторых, как серьезный провал процессов социализации, связанный с неспособностью общества предложить новые стратегии выживания, существования и развития в новых рыночных условиях. В-третьих, как распад социальных и социокультурных связей, поддерживающих консолидацию социума. Все эти проявления дисфункциональной эрозии социокультурных процессов повлекли за собой разлад и распад важных механизмов социального контроля и регуляции общественной, экономической и политической жизни страны, которые лежали в основе поступательного развития социума, отбросили российское общество далеко назад и лишили его перспектив успешного саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о политике:

Выводы
Политика – сфера человеческой деятельности, связанная с властными отношениями в обществе. Поскольку властные отношения пронизывают все стороны нашей жизни, любому знакомы такие понятия, как экономическая политика, партийная политика, и даже семейная политика. Отношения господства-подчинения существуют в трудовом, армейском, учебном, спор ...

Сущность понятия «информационное обеспечение выборов»
Согласно статье 44 Федерального закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Концепция института информационного обеспечения выборов с его внутренней дифференциацией на информирование ...

Организации и практика исламских экстремистов
На данный момент, по мнению А. Игнатенко, в мире насчитывается не менее двухсот исламистских организаций, которые можно характеризовать как экстремистские.1 1. Наиболее известные из них Исламский фронт спасения (ИСФ) - партия алжирских фундаменталистов созданы в 1989 г. Лидеры Аббаси Мадани и Али Белхадж. 2. Вооруженная исламская группа ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru