Естественно, что часть членов бывшей КПБ не смирилась с принятым решением. Однако в условиях законодательного запрета возобновить деятельность КПБ можно было только путем создания новой партии. В результате 7 декабря 1991 г. на учредительном съезде была создана Партия коммунистов Беларуссии (далее - ПКБ). Интересно отметить, что некоторые ее лидеры действительно считали, что ПКБ не должна являться правопреемницей КПБ, дискредитировавшей коммунистическую идею.26 мая 1992 г. после долгих дебатов с Минюстом и принятия решения Верховного Суда ПКБ была зарегистрирована. Сопредседателями новой партии стали В. Семенов, А. Лашкевич и В. Чикин.
3 февраля 1993 г. Верховный Совет отменил собственное решение о приостановлении деятельности КПБ. Номенклатурная часть бывшей компартии воссоздала КПБ.29-30 мая 1993 г. состоялся объединительный съезд двух компартий. Объединенная партия получила название уже зарегистрированной ПКБ.
Население достаточно спокойно отнеслось к решению об восстановлении деятельности КПБ. Согласно данным опроса, проведенного в марте 1993 г. социологической службой "Общественное мнение", 38,2% опрошенных одобрили это решение, 29,7% - не поддержали его и 32,0% - затруднились дать ответ[10].
В 1994 г. ПКБ на президентских выборах выдвинула своего кандидата В.Н. Новикова, который, однако, получил всего лишь 4,6% голосов. Казалось, что такой результат может ожидать ПКБ и на выборах в Верховный Совет в мае 1995 г., но этого не произошло по ряду причин. Коммунисты в своей предвыборной агитации смогли опереться на авторитет первого Президента и его "левую" риторику. Кроме того, ПКБ, используя старые связи, смогла заручиться поддержкой местной исполнительной власти. Поэтому в первом туре выборов в Верховный Совет (май 1995 г) ПКБ, выступавшей в союзе с Аграрной партией, Республиканской партией труда и справедливости, Социалистической партией, Республиканским советом ветеранов, ЛКСМБ и Движением за социальный прогресс и справедливость, удалось получить 28 мандатов из 119.
После достаточного быстрого "полевения" БСДГ и создания летом 1995 г. Социал-демократического союза (далее - СДС), в который вошло немало сторонников Президента, ПКБ выступила с резкой критикой СДС и БСДГ. Так, В. Новиков назвал партии, входящие в СДС, лицедеями, которые защищают интересы мелкой буржуазии, и выразил готовность к сотрудничеству с президентом[11]. В начале 1996 г. в Верховном Совете XIII созыва ПКБ и Аграрная партия имели почти половину депутатских мест. Однако резкая критика ПКБ и ее парламентской фракции в июле 1996 г. политики А. Лукашенко, его попыток провести референдум по конституционным вопросам привела к расколу партии. Часть коммунистов во главе с В. Чикиным 2 ноября 1996 г. заявила о возобновлении деятельности КПБ и о поддержке президента на ноябрьском референдуме. Состоявшийся же в январе 1997 г. IV съезд ПКБ, наоборот, одобрил политику руководства партии и фракции в период проведения ноябрьского референдума.
Многие политологи предполагали, что ПКБ постепенно начнет эволюционировать в социал-демократическую партию, однако этого не произошло: партия до сих пор именует себя коммунистической, а в ее официальных документах присутствует прежний классовый принцип характеристики общественного строя и партий, в соответствии с которым последние делятся на буржуазные и социалистические. Тем не менее, поскольку руководство партии выступает за многоукладную экономику и политический плюрализм, а также сотрудничает с демократической оппозицией, ПКБ, в отличие от КПБ, можно рассматривать как партию, находящуюся на самом левом фланге партий социал-демократического направления.
Типология
политических лидеров Д. Рисмана
Д. Рисман различал три типа обществ и, соответственно, три типа социальных характеров. По его мнению, характер определяется обществом. Трем социальным характерам соответствуют три типа политических личностей. «Безразличный»
. Традиционному обществу соответствует «безразличный тип». Это человек, у которого либо нет никакого отношения к по ...
Структура и функции политической
системы
В структуре политической системы учеными обычно выделяются 5 подсистем. Вот они: s Институциональная – организации, учреждения; s Нормативная – нормы правовые и моральные, политические традиции; s Функциональная – формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти; s Комму ...
Современное состояние реформ в России.
России, чтобы двигаться дальше по пути цивилизации, надо расстаться с тем наносным, случайным, вредным, что появилось после 1991 г., т.е. реформировать реформированное. С одной стороны, сделать это гораздо сложнее, чем выходить из системы образца 1990 г., так как общество" потеряло доверие к реформам и реформаторам. У государства не ...

