В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференции (1988 г), на которой было принято решение о проведении в 1989 г. выборов на съезд народных депутатов на альтернативной основе. В 1988 г. в центральной прессе началась дискуссия по проблемам социалистической многопартийности.
Правовым основанием для формирования многопартийной системы стало принятое в январе 1990 г. решение съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР. Фактически же многопартийная система в Беларуси начала формироваться с момента образования 19 октября 1988 г. на собрании по учреждению общественной организации "Мартиролог" (Комитет "58") оргкомитета по созданию Белорусского народного фронта.
БНФ
Осенью 1988 г. идея создания в Беларуси общедемократического движения в поддержку перестройки высказывалась многими общественными деятелями и организациями. Основную роль в создании Народного фронта сыграли существовавшие к тому времени многочисленные молодежные организации, в первую очередь "Талака", и историко-мемориальная комиссия Белорусского фонда культуры. Стремление привлечь на свою сторону как можно больше демократически настроенных людей способствовало формулированию на первом этапе деятельности БНФ весьма умеренных лозунгов в области национального строительства. Не случайно в названии БНФ "Адраджэнньне" (Возрождение) появились слова "за перестройку", а в работе Фронта активное участие принимали русскоязычные граждане, мало интересующиеся национально-культурными проблемами. Укрепление во Фронте позиций 3. Пазьняка проходило на фоне непрекращающейся кампании травли БНФ со стороны руководства КПБ-КПСС. Это привело к радикализации деятельности Фронта, усилению антикоммунистической риторики и нетерпимости по отношению к людям, которые на первый план выдвигали общедемократические лозунги и считали, что строительство независимого белорусского государства должно осуществляться не на этнической основе, а по принципу гражданства. В статье "Шлях да свабоды" 3. Пазьняк написал, что пути достижения демократического общества, реального суверенитета и возрождения белорусской нации, как это изложено в Программе и Уставе БНФ, сегодня уже устарели и непригодны[3]. Настороженно, если не враждебно, встретило руководство БНФ начавшийся в 1990 г. процесс образования политических партий, в том числе Демплатформы. По мнению 3. Пазьняка, "каждый умный человек, думающий о демократической независимой свободной Белоруссии, должен понимать, что в сложившейся ситуации нужно идти под крышей БНФ. В том числе и микропартиям". Поэтому не случайно в 1990 г. в СМИ появились первые материалы, содержащие критику политики БНФ, написанные его сторонниками[4]. Своеобразной "крышей" для образовавшихся политических партий должен был стать новый Устав БНФ, который был принят на II съезде в конце марта 1991 г. В соответствии с ним политическим партиям, которые с позиции руководства БНФ имели достаточную поддержку в обществе и вес во Фронте, было предоставлено право войти в состав БНФ и делегировать своих представителей в Сойм. Однако некоторые политические партии, например ОДПБ, отказались от этого предложения. С этого времени политика деления политических партий и организаций, противостоящих власти, на "своих" и "чужих" стала для БНФ нормой и, конечно же, не способствовала сплочению демократических сил. Принятие нового Устава, вводившего понятие фиксированного членства, и наличие программы с политическими требованиями свидетельствовали о фактическом превращении БНФ в политическую партию. Однако с юридической стороны и с точки зрения политологии БНФ не мог рассматриваться в качестве таковой, так как в его состав входили политические партии, имевшие, в свою очередь, собственные уставы и программы.
Механизм политического
лидерства и его связь с политической культурой.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из потенциальных субъектов политического действия. Так, “архаичным” обществам политическое лидерство не свойственно не только в силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу невыделенности ...
Ислам и модернизация в Турции
Совсем недавно, в марте 1996 г. президент Турции С. Демирель, будучи в Вашингтоне с деловым визитом, с гордостью напомнил, что "Турция – единственная в своем регионе светская, демократическая страна". Если судить по меркам региона, в основном мусульманского, а не по классическим европейским меркам, Демирель прав, особенно, когд ...
Второй президентский срок (с 2004 года по 2006 год)
Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматри ...