В настоящее время из политических партий, образованных до августа 1991 г., продолжают свою деятельность Объединенная демократическая партия Беларуси (после объединения в 1995 г. с Гражданской партией стала называться Объединенной гражданской партией) и Белорусская социал-демократическая Грамада (сейчас одна из правопреемниц этой партии носит название Белорусская социал-демократическая партия Народная Грамада). Белорусский народный фронт, ставший в 1993 г. и партией, разделился в 1999 г. на две политические партии: Консервативно-Христианскую партию БНФ (председатель 3. Пазьняк) и Партию БНФ (председатель В. Вячорка). Некоторые политические партии - Белорусская селянская партия (зарегистрирована 11 апреля 1991 г., далее - БСП) и Национально-демократическая партия Беларуси (образована в июне 1990 г., зарегистрирована 26 июня 1991 г., далее - НДПБ) - прекратили свою деятельность.
Подробно деятельность названных партий, а также КПБ мы рассмотрим ниже. Сейчас же остановимся на партиях и политических группах, образовавшихся в 1990 г. Это даст возможность проследить условия и историю возникновения некоторых известных сегодня политических партий, например ОГП и БСДП (Народная Грамада), и лучше понять особенности партийной системы.
В конце 80-х годов в некогда единых рядах коммунистов, в том числе и в Беларуси, появились свои собственные реформаторы-диссиденты. В Польше, Литве, некоторых других странах советского блока компартии постепенно эволюционировали в социал-демократические партии европейского типа. В Беларуси, России и Украине дело ограничилось образованием только так называемых демократических платформ в КПСС, которые так и не стали основой для возникновения массовых политических партий левого толка, признающих ценности демократического общества. В Беларуси ни один из высокопоставленных членов партийного руководства так и не примкнул к коммунистам-реформаторам. Наоборот, 21 марта 1990 г. бюро ЦК КПБ приняло специальное секретное постановление № 86, в котором содержались рекомендации по борьбе со сторонниками Демплатформы. Движение сторонников реформирования КПБ-КПСС развивалось преимущественно на базе партийных организаций крупных предприятий, таких, как ПО "Горизонт", НПО "Интеграл", НИИ ЭВМ, НПО "Гранат" и ПО "Гомсельмаш".
24-25 марта 1990 г. в Минске состоялась Белорусская республиканская конференция сторонников Демократической платформы в КПСС. На ней присутствовал 201 делегат, 175 приглашенных (в том числе и от БНФ) и 19 представителей СМИ. На конференции были приняты Декларация о целях и задачах Демплатформы, а также ряд резолюций с требованиями к руководству КПБ, в том числе о немедленной регистрации БНФ. Сторонники Демплатформы понимали, что КПБ нереформируема. Поэтому 27 июля 1990 г. избранный на Республиканской конференции Координационный совет принял решение об отделении от КПБ, возложив на себя полномочия организационного комитета по учреждению общественно-политической организации (партии) "Демократическая платформа Белоруссии". Однако руководство платформы понимало, что на базе КПБ не удастся создать массовую политическую организацию. Поэтому в августе-сентябре 1990 г. было решено провести консультации с образованными вне рамок БНФ политическими партиями и группами на предмет создания единой партии демократического направления.
Наиболее крупными и известными к тому времени белорусскими квазипартиями были: Демократическая партия (лидер - В.А. Афанасьев), Радикально-демократическая партия (лидер - Э.Г. Райко), действовавшие в Минске, а также Либерально-демократическая партия (лидеры - Н.П. Турчанов, Н.М. Самсонов, О.Т. Манаев), которая осуществляла свою деятельность в Минске и Витебске и не имела никакого отношения к ЛДПР В. Жириновского. Кроме этого, существовали еще две демократические партии с центрами в Бресте (лидеры - Г.И. Самойленко, С.Л. Элькин) и Гродно (лидеры - А.В. Лиопо, В.Л. Наумович, А. Чобат) и республиканская партия в Бресте.
В ходе консультаций выявились не только близость программных установок, в первую очередь их несоциалистический характер, но и общее стремление к созданию общереспубликанской политической организации. Все перечисленные партии рассматривали себя в качестве самостоятельных субъектов политической жизни, близких к БНФ, но организационно не входящих в него, для которых независимость государства являлась не самоцелью, а инструментальной задачей по отношению к правам человека, демократии и свободе.
Дореволюционный период
Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. В этом контексте облик и судьбы российской истории в дореволюционный перио ...
Противоречивость и проблемность политики
Не нужно прибегать к особым доказательствам, чтобы убедиться в политизированности современного мира – т.е. он сверху и донизу пронизан политикой, подвержен воздействию мощного "силового поля" политики. Политика составляет едва ли не главное содержание выпусков новостей – отставки правительств, встречи на высшем уровне, скандаль ...
Особенности становления политической системы Украины.
Родословную «собственно украинского» конституционализма принято начинать с 1710г., когда 5 апреля в Бендерах были подписаны «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского». В этом документе, который украинские правоведы считают первой украинской конституцией, предусматривалась выборность гетмана, коллегиальное отправление ...