Однако выборы вовсе не гарантируют демократического развития страны. Конкурирующие группировки способны использовать голоса "как мягкое тесто, из которого они лепят, что захотят" (М.Дюверже). Выборы могут приводить к власти правителей, которые склонны управлять способами, далекими от норм демократии. Они могут и не стать способом демократического контроля за властью "снизу", а служить целям мимикрии "под демократию" во имя самосохранения режима.
Действительно, несомненным достижением прошедшего политического периода в России стала "политическая адаптация элит к требованиям электоральной политики". Однако, выборы в России, став формой борьбы за власть, пока еще не стали механизмом смены и, тем более, контроля власти. Их исход определяется ресурсами финансово-промышленных кланов и политических клик, стоящих за кандидатами, административной поддержкой, профессионализмом их выборных "команд" и "телевизионным временем", которое они способны купить, а отнюдь не партийной принадлежностью. Наличие в нашей стране партий и регулярно проводимых избирательных кампаний вовсе не гарантирует демократический характер политической практики, не обеспечивает демократической подотчетности федерального и региональных правительств и не снимает нового отчуждения общества от власти.
Отсюда, отмечаемое исследователями доминирующее воздействие на функционирование формально-демократической системы "авторитарного наследия" (авторитарно-бюрократические практики правления) и сохранение у власти ключевых группировок старого правящего класса. Представители второго и третьего эшелонов советской номенклатуры успешно заняли ключевые политические позиции и органично встроились в новую властно-собственническую систему. Структурные деформации партийной системы и второстепенная роль партий в российском политическом процессе во многом следствие этих специфических особенностей российского транзита. Следует учесть, что и многие лидеры и активисты российских партий прошли политическую социализацию в структурах "партии-государства" и сохранили свои навыки и политические привычки.
Краткая и точная формула функционирования современного политического режима в нашей стране, предложена Г.Г.Дилигенским: "Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть - в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима".
В терминологии западных транзитологов это разновидность "демокрадуры" - в условиях такого режима уже существует демократические институты, но нет либерализации. Так, при демокрадуре проводятся выборы, но таким образом, чтобы гарантировать победу правящей партии (например, путем исключения из участия в избирательном процессе каких-то социально-политических групп или лишения их возможности осуществлять управление в случае электоральной победы), не соблюдаются также личные права граждан (Г.О`Доннелл, Ф.Шмиттер). Впрочем, для описания российского политического режима вполне применимы и характеристики "делегативной демократии" (Г. О`Доннелл), "авторитарной демократии"(Р.Саква) и др.
Теоретически, партии являются наиболее эффективным и легитимным инструментом борьбы за власть и участие в принятии значимых политических решений. Однако в России эта важнейшая функция партий в лучшем случае потенциальна.
Действительно, начиная с 1993 года, политические партии России активно участвуют в выборах на общефедеральном уровне, однако это скорее не их "заслуга", а следствие закрепленной в законе формулы голосования, так называемой "смешанной несвязанной системы". Избрание 225 депутатов Государственной Думы по "партийным спискам" - подталкивает элитные группы к созданию партий, политических движений и блоков. В свою очередь избирателям предлагается делать выбор из длинного списка партий и блоков, не располагая для этого никакими рациональными критериями - не зная ни партийных программ, ни стоящих за красивыми названиями партий людей, то есть предлагают вслепую делегировать свои властные полномочия "темным лошадкам".
Функции политической элиты
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и с ...
Германская социал-демократия: "традиционалисты" против
"модернизаторов"
На парламентских выборах в сентябре 1998 г. СДПГ, набрав 41% голосов, прервала 16-летнее правление правой коалиции ХДС/ХСС и свободных демократов и образовала с партией зеленых левоцентристское правительство. Символичным был проигрыш по мажоритарному округу самого Г.Коля, который прошел в парламент только по партийному списку. Правящая к ...
Идеологический аспект государственной политики.
Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вырабатывается на основе ясной идеологии, национальной идеи. Только в этом случае она получает установку на достижение каких-то целей, приверженность определенным ценностям. Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других в ...