Однако выборы вовсе не гарантируют демократического развития страны. Конкурирующие группировки способны использовать голоса "как мягкое тесто, из которого они лепят, что захотят" (М.Дюверже). Выборы могут приводить к власти правителей, которые склонны управлять способами, далекими от норм демократии. Они могут и не стать способом демократического контроля за властью "снизу", а служить целям мимикрии "под демократию" во имя самосохранения режима.
Действительно, несомненным достижением прошедшего политического периода в России стала "политическая адаптация элит к требованиям электоральной политики". Однако, выборы в России, став формой борьбы за власть, пока еще не стали механизмом смены и, тем более, контроля власти. Их исход определяется ресурсами финансово-промышленных кланов и политических клик, стоящих за кандидатами, административной поддержкой, профессионализмом их выборных "команд" и "телевизионным временем", которое они способны купить, а отнюдь не партийной принадлежностью. Наличие в нашей стране партий и регулярно проводимых избирательных кампаний вовсе не гарантирует демократический характер политической практики, не обеспечивает демократической подотчетности федерального и региональных правительств и не снимает нового отчуждения общества от власти.
Отсюда, отмечаемое исследователями доминирующее воздействие на функционирование формально-демократической системы "авторитарного наследия" (авторитарно-бюрократические практики правления) и сохранение у власти ключевых группировок старого правящего класса. Представители второго и третьего эшелонов советской номенклатуры успешно заняли ключевые политические позиции и органично встроились в новую властно-собственническую систему. Структурные деформации партийной системы и второстепенная роль партий в российском политическом процессе во многом следствие этих специфических особенностей российского транзита. Следует учесть, что и многие лидеры и активисты российских партий прошли политическую социализацию в структурах "партии-государства" и сохранили свои навыки и политические привычки.
Краткая и точная формула функционирования современного политического режима в нашей стране, предложена Г.Г.Дилигенским: "Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть - в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима".
В терминологии западных транзитологов это разновидность "демокрадуры" - в условиях такого режима уже существует демократические институты, но нет либерализации. Так, при демокрадуре проводятся выборы, но таким образом, чтобы гарантировать победу правящей партии (например, путем исключения из участия в избирательном процессе каких-то социально-политических групп или лишения их возможности осуществлять управление в случае электоральной победы), не соблюдаются также личные права граждан (Г.О`Доннелл, Ф.Шмиттер). Впрочем, для описания российского политического режима вполне применимы и характеристики "делегативной демократии" (Г. О`Доннелл), "авторитарной демократии"(Р.Саква) и др.
Теоретически, партии являются наиболее эффективным и легитимным инструментом борьбы за власть и участие в принятии значимых политических решений. Однако в России эта важнейшая функция партий в лучшем случае потенциальна.
Действительно, начиная с 1993 года, политические партии России активно участвуют в выборах на общефедеральном уровне, однако это скорее не их "заслуга", а следствие закрепленной в законе формулы голосования, так называемой "смешанной несвязанной системы". Избрание 225 депутатов Государственной Думы по "партийным спискам" - подталкивает элитные группы к созданию партий, политических движений и блоков. В свою очередь избирателям предлагается делать выбор из длинного списка партий и блоков, не располагая для этого никакими рациональными критериями - не зная ни партийных программ, ни стоящих за красивыми названиями партий людей, то есть предлагают вслепую делегировать свои властные полномочия "темным лошадкам".
Юридический позитивизм
Буржуазные революции в европейских странах привели к преобразованию правовых систем, приспособив их к регулированию товарно-денежных отношении. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. И тогда буржуазные теоретики начали отказываться от теории естественного права. Отказ от представления о существовании рядо ...
Позитивистское политико-правовые
теории Р.Иеринга
Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852-1865), «Цель в праве» (1877-1883) и «Борьба за право» (1872).[6] Однозначную характе ...
Функции политологии.
1. Теоретико-познавательная. Политология призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации. 2. Инструменталистическая функция. Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на осно ...