Сказывается также то, что между публичной политикой и реальными механизмами принятия значимых решений в Российской Федерации сегодня дистанция огромного размера. Партии же выступающие главным инструментом публичной политики, в наших условиях становятся лишь декорацией политики реальной. Дж.Т. Ишияма не случайно применительно к посткоммунистическим странам пишет о "массовоподобных" и "кадровоподобных"партиях .
Как правило, "партийный век" в России недолог. "Новейшая история партийного строительства в России двигается по развалинам множества организаций, которые провозглашали себя партиями и рассыпались при первом же столкновении с действительностью", где сегодня многие активные участники первой думской избирательной компании: РДДР, ДПР, ПРЕС, ДВР, НДР и другие? Большинству же, из пока существующих партий – "пигмеев" очень далеко до преодоления вожделенного 5-процентного рубежа, поскольку они не пользуются сколько-нибудь заметной поддержкой избирателей. Да и партии представленные в Государственной Думе, не имеют институциональных конституционных возможностей контролировать власть, формировать и сменять правительство и потому в отношениях с этой властью выступают, прежде всего, как защитники своих корпоративных интересов, а не интересов общества.
В то же время, успехи партий по мажоритарным округам более чем скромны (за исключением все той же КПРФ), зато, в декабре 1999 года, в Думу прошло 132 "независимых" кандидата, независимых от своих избирателей, но "зависимых" от групп интересов, "спонсировавших" их избрание в регионах.
Если же брать региональный уровень, то в представительных собраниях субъектов федерации уже безоговорочно доминируют "независимые" кандидаты. Правда, на региональных выборах 1996-1997 гг. число "партийных" кандидатов, увеличилось по сравнению с выборами 1994 г. на 32%, однако доля таких кандидатов, получивших мандаты, сократилась на 45%. На январь 1998 года из 3481 депутата законодательных собраний 89 субъектов РФ лишь 635 (18,4%) были избраны от партий (в большинстве своем от КПРФ).
В условиях, когда партии, за исключением КПРФ, ЛДПР и ультраправого "Русского национального единства", практически не ведут никакой низовой работы в регионах и по-прежнему остаются "партиями Садового кольца", "вероятность того, что они превратятся в значительный фактор политической и гражданской жизни ничтожна", - отмечает А.Н.Кулик
Еще хуже дело обстоит с выполнением партиями функции рекрутирования политической элиты. Ряд авторов даже полагает, что в условиях переходного периода политические партии в России не могут выполнять функции артикуляции и агрегации интересов и политического рекрутирования элиты. Исполнительная власть, доминирующая и в Центре, и в регионах, формируется без участия партий, появление в федеральном правительстве партийных представителей носит эпизодический характер и не делает "политической погоды". Ограниченность прав представительных органов власти, как на общефедеральном, так и на региональном уровне имеет своим следствием и то, что " влиятельные группы интересов не считают целесообразным добиваться представительства в парламенте. Формирующие его политические партии оказываются оторванными от реального процесса структурирования интересов и остаются преимущественно идеологическими организациями. Между тем реальные группы интересов ищут теневые пути представления и реализации своих целей и находят их преимущественно в установлении прямых и небескорыстных контактов с чиновниками в структурах исполнительной власти".
Рекрутирование политических элит
Одна из важных задач элитологии как науки – определение возможностей и путей повышения качества правящей элиты, и не только правящей. Объективные критерии этого качества – результаты ее политико-управленческой деятельности, синтетическим показателем которой является состояние страны в целом, качество жизни населения: процветает страна ил ...
Дореволюционный период
Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. В этом контексте облик и судьбы российской истории в дореволюционный перио ...
Выводы
I. Причины происхождения государства: I.
I Экономические причины 1. “Неолитическая революция” – переход от собирательства к производящей экономике. 2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесла; появление купцов. 3. Рост производительности труда и появление излишков. 4. Появление ча ...