Западные транзитологи утверждают, для того чтобы " .партийная система выступала в качестве консолидирующего фактора, партии должны обладать более или менее устойчивым электоратом, т.е. доля избирателей, меняющих свои партийные предпочтения от выборов к выборам, должна быть незначительной или хотя бы средней".
Однако на выборах 1995 года только 21,6 % избирателей проголосовали за выбранную партию потому, что верили, что она "отражает интересы таких людей, как они", остальные из симпатии к лидеру, потому, что так голосовали знакомые, или потому что про эту партию они, по крайней мере, что-то слышали, тогда как про другие - ничего. Летом 1997 г. всего 1% респондентов заявили о полном доверии партиям, в то время как недоверие высказали 76 %. В 1998 г. респонденты ВЦИОМ даже признавая "полезность" партий в принципе, тем не менее, весьма скептически отнеслись к действующим российским партиям: 38% "не видели никаких различий" между существующими партиями, а 58% считали, что "партии служат только интересам своих лидеров". Наконец, в мае 2000 года, по данным общероссийского опроса, партиям и общественным движениям не доверяло 54,4% респондентов. Это и понятно, российские партии совсем не решают, одну из важнейших для демократических обществ проблему защиты прав и свобод граждан от вмешательства государства.
Из всего сказанного следует, что российские партии пока не являются тем универсальным "социальным посредником" между народом и государством который помогает гражданскому обществу осуществлять свои интересы, каковыми являются их западные аналоги. Отношение населения России к партиям - это проявление взаимного отчуждения общества и режимной системы, частью и младшим партнером которой партии стали.
"Постсоветские партии не сумели стать ни массовыми объединениями ., апеллирующими к определенному социальному слою, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися представлять интересы самых широких слоев общества . Вместо этого складывается сервилистская партийная система, не имеющая значительной социальной базы, ориентированная на поддержание интерэлитной коммуникации и мобилизацию социальной поддержки представителям элиты, стремящимся институализировать свое участие в публичной политике через выборы .". Как отмечают многие российские аналитики, о существовании в сегодняшней России партийной системы можно говорить лишь с большой долей условности. Речь может идти по преимуществу о конгломерате протопартий, не обладающих сколько-нибудь значительной социальной базой.
Понятие политической власти
1 Политическая власть — центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, ра ...
«Четвертая власть», ее роль в реформировании
России. .Механизмы воздействия средств массовой
информации на людей. Факторы, влияющие на истолкование событий, и значение
средств массовой информации
Рассмотрим подробнее, как средства массовой информации могут воздействовать на общество. Розин. В. М., на мой взгляд, хорошо описал функции СМИ и то, каким образом они оказывают влияние на общество[2].
«Анализ показывает, что в современном мире средства массовой информации выполняют три основные функции: информируют человека, выражают (п ...
Политика как наука и учебная дисциплина
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом ...