Для наиболее эффективного осуществления парламентариями своих полномочий ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе Члена Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет гарантии их деятельности. По способу выражения их можно разделить на две группы: правовые и социальные или экономические.
Важнейшей правовой гарантией деятельности парламентариев является неприкосновенность.
Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей[5].
Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. При этом соблюдаются следующие основные правила. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, арест и обыск депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор РФ вносит представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора РФ рассматривает это представление, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора РФ. При необходимости от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в соответствующей палате Федерального Собрания вправе участвовать депутат, в отношении которого внесено представление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата сообщается той палате, депутат которой привлекался к ответственности.
Часть 1 статьи 98 Конституции гласит: "Члены Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей." Личный досмотр не является уголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производить досмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки, таможенной службы Российской Федерации. Часть 2 статьи рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который "решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания".
В ст. 7 Регламента отмечено, что данная процедура проводится на основании заключения Мандатной комиссии решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало две трети от общего числа депутатов Государственной Думы".
Под привлечением к уголовной ответственности имеется в виду вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК). Таким образом, депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
Среди трудовых гарантий можно выделить организационные, к которым относятся право иметь помощников, право на служебное помещение, на использование средств связи и другие.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Кроме того
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до сорока помощников, работающих на общественных началах.
Парламентарию для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.
По объему социальных гарантий депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно[6].
Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность
с марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом ...
Формы, методы и принципы осуществления власти
К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль. Формы осуществления власти – это общие способы воздействия субъекта власти на ее объект. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения ...
Принцип разделения властей в Российской Федерации
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР [4]. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и со ...

