При анализе влияния социальных общностей на политические процессы политологи опираются на наработки ученых-социологов, которые утверждают, что в принципе отдельный индивид вполне способен выжить в дикой природе, но в процессе эволюции создает себе искусственную среду. Система его естественных потребностей включает такие «неестественные» элементы, как признание другими людьми, самореализация, познание, творчество. Люди руководствуются своими культурными стандартами не в меньшей степени, чем законами биологического выживания. Собранные вместе волей случая, они тут же начинают создавать ассоциацию, устанавливая правила общения, обмена и подчинения.
Социальная общность –
это реально существующая совокупность индивидов, которую можно зафиксировать, и которая отличается относительной целостностью.
Социальные общности могут быть следующими:
ü Общности, основанные на семейных связях: семьи, кланы, семьи в более широком понимании.
ü Социально-демографические общности: мужчины, женщины, молодежь, люди преклонного возраста и др.
ü Территориально-региональные общности: население города, села, определенного региона (напр., Восточной или Западной Украины).
ü Общности, основанные на базе культурно-исторической и этнической самобытности: нации и народы.
ü Общности, образованные на основе разделения труда и профессиональной деятельности: классы, сословия, прослойки.
ü Общности и социальные группы, связанные единством целенаправленной деятельности – сторонники определенных политических идей, члены религиозных общин, создатели творческих движений и направлений, разного рода неформальных объединений.
Эти разнообразные общности, из которых и состоит общество, различаются между собой:
ü по количественному составу (от небольших социальных групп до общества в целом).
ü по времени существования (от нескольких дней до столетий).
ü по объединяющим критериям (общность интересов, целей, симпатий, ценностей).
ü по уровню сплоченности и организованности (от неформальных групп до объединений и партий с уставом и программой).
ü по характеру деятельности (про- или антиобщественная, пассивно-наблюдательная или активно-изменяющая, спонтанная или целенаправленная) и др.
В классификации разновидностей социальных различий с точки зрения политологии
вводятся еще и такие моменты, как обладание теми или иными ресурсами, богатство, престиж, власть и другие:
ü Социокультурные группы (различие в стилях поведения, жизненных ориентациях, традициях и т.д.)
ü Социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции).
ü Социальные группы, различающиеся по характеру оценки обществом важности и значимости тех или иных сторон и форм их поведения (престиж, уважение)
ü Группы, различающиеся по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений).
Все эти моменты оказываются значимыми при рассмотрении влияния социальных общностей на политические процессы. И каждая из социальных общностей будет по-своему влиять на политику в зависимости от различных моментов – многочисленности, сплоченности, обладания определенными ресурсами, уровня политической культуры и т.д.
К тому же, на сегодняшний день в поле зрения ученых попадает и такое явление, как деление человечества на «виртуалов» и «реалов». «Визуальная цивилизация» ХХ – ХХІ вв. привязывает к определенным каналам массовых коммуникаций десятки миллионов людей, заставляя их собираться в определенный час у экранов телевизоров или радиоприемников. Не будучи связаны одним местом проживания, социальным статусом, возрастом, национальностью или профессией, они проявляют свое странное единство сходным поведением, символами солидарности (в одежде, лексике) и общностью разделяемых ценностей. Это массовидные объединения, среди которых заметную роль играют аудитории зрителей, потребителей или фанатов.
Таким образом, современные социальные общности можно разделить еще и на такие две основные группы:
Понятие, формы и условия ведения предвыборной
агитации в средствах массовой информации. Понятие предвыборной агитации. Агитационный период
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основн ...
Россия в период правления Путина В.В. Первый президентский срок (2000-2004)
26 марта 2000 года Путин был избран президентом РФ, одержав победу в первом туре выборов, и вступил в должность 7 мая 2000 года. В своей инаугурационной речи Путин уделил главное внимание необходимости сохранить единство страны и укрепить государство. Именно с этой задачей был связан один из наиболее значительных шагов Путина во время ег ...
Клинико-психологический
подход к типологии лидерства
Попытка описать разные типы политиков, используя терминологию «пограничных» состояний личности, акцентуированных черт характера и индивидуальных особенностей (истерики, параноики, эгоисты, альтруисты и т. д.), предпринята М. Глобот на основе рассказов людей, профессионально занимающихся изучением политических деятелей, ситуаций и активно ...