При анализе влияния социальных общностей на политические процессы политологи опираются на наработки ученых-социологов, которые утверждают, что в принципе отдельный индивид вполне способен выжить в дикой природе, но в процессе эволюции создает себе искусственную среду. Система его естественных потребностей включает такие «неестественные» элементы, как признание другими людьми, самореализация, познание, творчество. Люди руководствуются своими культурными стандартами не в меньшей степени, чем законами биологического выживания. Собранные вместе волей случая, они тут же начинают создавать ассоциацию, устанавливая правила общения, обмена и подчинения.
Социальная общность –
это реально существующая совокупность индивидов, которую можно зафиксировать, и которая отличается относительной целостностью.
Социальные общности могут быть следующими:
ü Общности, основанные на семейных связях: семьи, кланы, семьи в более широком понимании.
ü Социально-демографические общности: мужчины, женщины, молодежь, люди преклонного возраста и др.
ü Территориально-региональные общности: население города, села, определенного региона (напр., Восточной или Западной Украины).
ü Общности, основанные на базе культурно-исторической и этнической самобытности: нации и народы.
ü Общности, образованные на основе разделения труда и профессиональной деятельности: классы, сословия, прослойки.
ü Общности и социальные группы, связанные единством целенаправленной деятельности – сторонники определенных политических идей, члены религиозных общин, создатели творческих движений и направлений, разного рода неформальных объединений.
Эти разнообразные общности, из которых и состоит общество, различаются между собой:
ü по количественному составу (от небольших социальных групп до общества в целом).
ü по времени существования (от нескольких дней до столетий).
ü по объединяющим критериям (общность интересов, целей, симпатий, ценностей).
ü по уровню сплоченности и организованности (от неформальных групп до объединений и партий с уставом и программой).
ü по характеру деятельности (про- или антиобщественная, пассивно-наблюдательная или активно-изменяющая, спонтанная или целенаправленная) и др.
В классификации разновидностей социальных различий с точки зрения политологии
вводятся еще и такие моменты, как обладание теми или иными ресурсами, богатство, престиж, власть и другие:
ü Социокультурные группы (различие в стилях поведения, жизненных ориентациях, традициях и т.д.)
ü Социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции).
ü Социальные группы, различающиеся по характеру оценки обществом важности и значимости тех или иных сторон и форм их поведения (престиж, уважение)
ü Группы, различающиеся по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений).
Все эти моменты оказываются значимыми при рассмотрении влияния социальных общностей на политические процессы. И каждая из социальных общностей будет по-своему влиять на политику в зависимости от различных моментов – многочисленности, сплоченности, обладания определенными ресурсами, уровня политической культуры и т.д.
К тому же, на сегодняшний день в поле зрения ученых попадает и такое явление, как деление человечества на «виртуалов» и «реалов». «Визуальная цивилизация» ХХ – ХХІ вв. привязывает к определенным каналам массовых коммуникаций десятки миллионов людей, заставляя их собираться в определенный час у экранов телевизоров или радиоприемников. Не будучи связаны одним местом проживания, социальным статусом, возрастом, национальностью или профессией, они проявляют свое странное единство сходным поведением, символами солидарности (в одежде, лексике) и общностью разделяемых ценностей. Это массовидные объединения, среди которых заметную роль играют аудитории зрителей, потребителей или фанатов.
Таким образом, современные социальные общности можно разделить еще и на такие две основные группы:
Введение института должностного участия в прибылях
Это ключевая инновация, создающая по принципу единства цели и общности интересов фундаментальную основу взаимопонимания. Данный институт является передовой мотивационной системой, основанной на усилении мотива прибыльности. То есть является таким механизмом экономического развития, смысл которого - предоставить людям возможность зарабаты ...
Анархизм
Анархи́зм - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления, например, государства. Анархизм – идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. Помимо этого конкретные анархисты могут иметь дополнительные критери ...
Проведение консолидирующей налоговой политики
Глобализация формирует высшую (глобальную) форму общественного единства. Процесс образования крупных континентальных объединений в технологически и организационно единые национальные и транснациональные промышленно-финансовые группы, совместные предприятия и объединения-монополии, является закономерным. Более того, это негэнтропийный про ...