Корпоративная автономия связана, прежде всего, с языковым пространством и проведением охранительной языковой политики. Как правило, закрепляется представительство языковой общности в органах власти, привилегированное положение данного языка на территории автономии (например, через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т.п.).
Национально-территориальная автономия образуется при компактном расселении национальных меньшинств. Она в свою очередь может иметь две разновидности: политическая и административная автономия.
Политическая автономия - это своего рода "несуверенное государство". Такая форма автономии характеризуется наличием местного парламента, обладающим правом на издание местных законов по вопросам, относящимся к компетенции автономии. Эти законы не могут противоречить общегосударственным, а представитель центрального правительства (губернатор, комиссар, министр) имеет право вето для отмены нарушающих этот принцип местных законов. Правовой статус автономии и границы ее компетенции утверждается центральным парламентом. Примером таких автономий являются Северная Ирландия (Великобритания), Корсика (Франция), Аландские острова (Финляндия), Азорские острова (Португалия), Гренландия и Фарерские острова (Дания), юг Судана, о-ва Минданао и Кордильера на Филиппинах.
Административная автономия не предполагает образование местных парламентов. В национально-автономных областях в данном случае образуются такие же органы, как и в обычных административно-территориальных единицах. Но они наделяются более широкими полномочиями (главным образом, в области правового регулирования статуса самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов власти в зависимости от специфики местных условий) вопросах регионального экономического развития, природоохраны, культуры.
При сочетании двух принципов автономизации образуются т.н. регионалистские государства. Организация власти и территориальное деление в каждой из таких стран очень специфичны. Например, в Испании исторически сложилась иерархичная система с четырьмя "национальными зонами" (Страна басков, Каталония, Галисия и Андалузия), обладающими полной автономией, и тринадцатью, обладающими частичной автономией, "историческими областями", часть из которых находится внутри "национальных". В Италии в составе территориально-политического деления существует пять особых областей, юрисдикция каждого из которых определяется специальным конституционным законом. Они не имеют местных парламентов, обладают областными представительными собраниями (советами), издающими региональные законы по ограниченному кругу законов. В Республике Союз Мьянмы конституция 1994 г. установила статус семи национальных и семи административных областей. По своему типу некоторые регионалистские государства приближаются к федеративному типу устройства. В этих случаях внутренние регионы страны имеют одинаковый статус, но превышающий полномочия обычных административных автономий (например, в Папуа Новой Гвинеи, на Шри Ланке).
Политика как наука и учебная дисциплина
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом ...
Стратегические ориентиры молодежной политики
Санкт-Петербурга. Положение
молодежной политики в Санкт-Петербурге
Как неоднократно отмечалось в работе, в настоящее время в Санкт-Петербурге (и не только) существует необходимость, создания, развития и совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; гражданско-патриотического воспитания молодежи, укрепления и да ...
Вывод
В новом веке власть ищет пути восстановления традиционных способов существования, органичных политическому генотипу российской культуры, когда только сама власть является инициатором и контролером политических процессов. Но при этом административно-бюррократический аппарат выражает не только собственный интерес, но интересы клиентел и ря ...