Будущий император родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. 28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге.
Многие историки описывают Петра как великого человека. Но существуют факты, которые говорят о другом. Например: «Он страшно вспыхивал, — пишет Платонов, — иногда от пустяков, и давал волю гневу, причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз»[5].
На самом деле Петр I, как верно отметил историк Костомаров: «Сам Петр, своею личностью мог бы быть образцом для управляемого и преобразуемого народа только по своему безмерному, неутомимому трудолюбию, но никак не по нравственным качествам своего характера»[6].
Петр I можно охарактеризовать как умного и любознательного, жестокого и подозрительного, властолюбивого; относился к человеку как к средству достижения целей, во имя государственной мощи считал, что можно пренебречь государственными ценностями.
Петр I отличался высоким ростом. Большую часть жизни проведший в путешествиях и в военных походах, Петр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих поданных и обожал непринужденную атмосферу пирушек. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Ему нравилось вино, женщины и грубоватые шутки. Деятельный, активный и деспотичный властитель не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался активно критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. Петр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.
В. Ключевский описал деятельность Петра I так: «Петр I готов был для предупреждения беспорядка расстроить всякий порядок» и «Чтобы опустошить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага».
Но все же можно сказать, что Петр I был харизматическим лидером. Он вывел страну из упадка; он все делал на благо России. Его подданные боялись и боготворили его. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, «Наполеоном и Робеспьером», называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь-реформатор кардинально изменил ход русской истории.
Проблемы национальной политики в России
Можно сказать, что РФ – одно из крупнейших в мире многонациональных государств. В России проживает примерно 166 национальностей и народностей – от более чем 100-миллионной русской нации до малых северных народов и совсем крохотных этнических групп, численность которых в ряде случаев не превышает ста человек. Благодаря объединяющей роли р ...
Российский тоталитаризм. Урбанизация в системе факторов его становления, эволюции и распада
Исторический путь России в XX в. пытаются объяснить с разных точек зрения: здесь и околонаучные идеи о злодеях-большевиках, "изнасиловавших" историю, и претендующие на универсальность теории модернизации и догоняющего развития, и не менее претенциозный цивилизационный подход, и работы тоталитарной школы, и т.д. Автору данной ст ...
Ислам и модернизация в Турции
Совсем недавно, в марте 1996 г. президент Турции С. Демирель, будучи в Вашингтоне с деловым визитом, с гордостью напомнил, что "Турция – единственная в своем регионе светская, демократическая страна". Если судить по меркам региона, в основном мусульманского, а не по классическим европейским меркам, Демирель прав, особенно, когд ...