logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Депутатский мандат, его сущность. Правовая регламентация статуса парламентария.
Страница 1
Другая политология » Статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации » Депутатский мандат, его сущность. Правовая регламентация статуса парламентария.

При характеристике депутата как члена парламента важное значение

имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата

выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с

избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата

избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном

органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора

представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие

субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта

представительства.»[2] Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата. При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя. Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями. Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный.

Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет

широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах,

подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а

также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных

территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная

трансформация традиционных признаков императивного мандата. Депутат

уже не рассматривается как представитель исключительно того

избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при

мажоритарной избирательной системе). Он считается одновременно

представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое

отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от

обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется

проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна

сложность применения императивного мандата в условиях содержательной

насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает

чрезмерная зависимость от политической активности граждан и

злоупотребление личным временем избирателей.

Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. является

реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные

переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийный

императивный мандат характеризуется обязательностью для депутата

указаний политической партии, от которой он избран; представительством

интересов, в первую очередь, своей политической партии;

подконтрольностью депутата фракции; возможностью лишения мандата в

случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует

бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно

защищает интересы только узкокорпоративной группы членов общества

(политической партии), а не всего народа.

Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в

Страницы: 1 2

Другое о политике:

Взаимоотношения церкви и государства
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления – городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: - наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегирован ...

Развитие бюрократии в России
Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, ч ...

Функции государства
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru