мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти
(государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов
института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и
срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей,
несмотря на его формально-юридическую независимость. Значение
свободного мандата в условиях современного государства заключается в
ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов
власти, лоббистов. Этот вид мандата обеспечивает депутату возможность
действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы
существующему в государстве политическому режиму, а следовательно,
способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность
популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).
В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому
способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он 1)
изменит свою партийную принадлежность; 2) не войдет в состав
соответствующей партийной фракции; 3) прекратит по личному заявлению
членство в партийной фракции. Усиливает зависимость депутата от партии и
переход к формированию нижней палаты российского парламента
исключительно по избирательной системе пропорционального
представительства, признание политических партий единственным
субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной
Думы, повышение требований к политическим партиям. Указанные новеллы
создают условия для превалирования интересов политической партии над
интересами избирателей в деятельности депутата.
Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.
Развитие политической мысли на Западе и на Востоке
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Но представления древних еще нельзя назвать, строго говоря, собственно политическими идеями, это был ...
Понятие республики в
истории политической и правовой мысли. Развитие понятия республики в
политических учениях Древнего мира и Нового времени
Государственное устройство определяется строением верховной власти, которая является основным элементом государстве. Различное строение верховной власти составляет различие образов. Это первый и основной вопрос государственного права. Древние оставили нам несколько разделений образов правления. Главное принадлежит Аристотелю, за которым ...
Политическое манипулирование и возможности его ограничения
Общество должно отдавать себе отчет в потенциальной возможности манипулирования общественным сознанием, общественным мнением с помощью различных приемов, используемых СМИ. События 30 октября 1938 г. стали очень показательными в этом отношении и заставили задуматься над манипулятивными возможностями СМИ. По американскому радио транслирова ...

