мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти
(государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов
института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и
срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей,
несмотря на его формально-юридическую независимость. Значение
свободного мандата в условиях современного государства заключается в
ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов
власти, лоббистов. Этот вид мандата обеспечивает депутату возможность
действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы
существующему в государстве политическому режиму, а следовательно,
способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность
популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).
В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому
способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он 1)
изменит свою партийную принадлежность; 2) не войдет в состав
соответствующей партийной фракции; 3) прекратит по личному заявлению
членство в партийной фракции. Усиливает зависимость депутата от партии и
переход к формированию нижней палаты российского парламента
исключительно по избирательной системе пропорционального
представительства, признание политических партий единственным
субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной
Думы, повышение требований к политическим партиям. Указанные новеллы
создают условия для превалирования интересов политической партии над
интересами избирателей в деятельности депутата.
Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.
Характеристика политического лидера
Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуаци ...
Фактор пространства в международной политике
государств. Пространственный
потенциал государства как фактор влияния в международной политике
Основные внешние функции государства (как дипломатическая, так и функция защиты своей территории от агрессора и потенциальных внешних угроз) прямо отражают потенциал соответствующего государства, в том числе и пространственный. Дж.Бернал, например, относил страны, владеющие огромными территориями и ресурсами, к привилегированным.[12]. Пр ...
Выводы
Что дает понимание политики как рынка современному исследователю, властному лидеру, консультанту? В первую очередь — понимание того, что в наши дни динамика политической системы отражает тенденции к стабилизации политической жизни. Складываются (а где-то уже и сложились) устойчивые сферы интересов экономических и политических элит. Тех с ...