мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти
(государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов
института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и
срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей,
несмотря на его формально-юридическую независимость. Значение
свободного мандата в условиях современного государства заключается в
ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов
власти, лоббистов. Этот вид мандата обеспечивает депутату возможность
действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы
существующему в государстве политическому режиму, а следовательно,
способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность
популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).
В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому
способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он 1)
изменит свою партийную принадлежность; 2) не войдет в состав
соответствующей партийной фракции; 3) прекратит по личному заявлению
членство в партийной фракции. Усиливает зависимость депутата от партии и
переход к формированию нижней палаты российского парламента
исключительно по избирательной системе пропорционального
представительства, признание политических партий единственным
субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной
Думы, повышение требований к политическим партиям. Указанные новеллы
создают условия для превалирования интересов политической партии над
интересами избирателей в деятельности депутата.
Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.
ФСП: политика реформирования
Благоприятнее складывалась ситуация для французского премьера Л. Жоспена, лидера Французской социалистической партии (ФСП) после победы на парламентских выборах в мае 1997 г., хотя он был вынужден руководить страной совместно с правым президентом Ж.Шираком. Доставшаяся ему экономика была в неплохом состоянии. Несмотря на давнюю неолибера ...
Власть как один из способов организации общественных отношений и форм
социального регулирования. Концепция власти
Итак, власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Наличие власти вызвано ...
Харизматическое лидерство в России
В России во все времена у власти стояли лидеры, но кто-то из них стремился к деньгам и безграничной власти, а кто-то выводил Россию на новый уровень развития, ставя ее наравне с развитыми странами мира того времени. Исходя из классификации Вебера, можно утверждать, что Россия знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. «Так ...

