Есть два основных типа причин абсентеизма:
1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы неинтересны: выдвинуты неяркие кандидаты, отсутствует настоящая состязательность на выборах и т.д.;
2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в государстве.
Среди причин абсентеизма выделим низкий уровень политической культуры, инфантильность или же понимание собственного политического бессилия, неспособность влиять на принятие политических решений, отчуждение собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворить, высокий уровень недоверия избирателей к политическим институтам и др.
Абсентеизм является отпечатком стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них усматривает пустое и амбициозное состязание групповых и эгоистичных интересов. По мнению М. Рокара, в современном обществе, в котором влияние религии довольно ослабло, все трагичное и священное связывают с политикой. Если же она не оправдывает надежд, в ней разочаровываются, и одно из последствий этого - абсентеизм.
Соответствовать своему социальному назначению, стать подлинным инструментом свободного волеизъявления народа выборы могут лишь в том случае, если они осуществляются по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. В целом, избирательная система - это совокупность предусмотренных законом избирательных процедур, связанных с формированием органов власти. Современные демократии используют самые разнообразные избирательные системы (сегодня насчитывается около 350 их разновидностей), и каждая из них имеет определенные достоинства и недостатки. Основными типами избирательных систем являются:
· система абсолютного большинства или мажоритарная;
· система пропорционального представительства (пропорциональная);
· смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система;
· консенсусная система.
Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство) предусматривает, что выигрывает кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. В зависимости от того, каким образом устанавливается это большинство, различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства. При использовании мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства избранным считается тот кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, а при использовании мажоритарной системы относительного большинства - тот, кто опередил по числу голосов всех своих соперников. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства используется во Франции, Эквадоре, а мажоритарная избирательная система относительного большинства - в Канаде, Великобритании. Вообще эта самая древняя избирательная система используется в 76 странах мира.
Пропорциональная избирательная система предусматривает проведение выборов по партийным спискам и распределение мандатов между партиями и избирательными блоками партий пропорционально числу голосов, набранных ими. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. В отличие от мажоритарной избирательной системы, при использовании пропорциональной системы избиратель прежде всего голосует не за конкретную личность, а за определенную партию или блок партий, которые выставляют свой список кандидатов.
Исторически пропорциональная избирательная система появилась позднее мажоритарной, в начале ХХ века, и сегодня используется в 48 странах мира. Она внедрялась под лозунгами справедливости, политического равенства и уважения прав меньшинства, и часто связывается с идеей адекватного представительства всех ведущих политических сил.
Считается, что эта избирательная система является более справедливой, чем другие, потому что позволяет учитывать интересы разнообразных общественных групп, национальных меньшинств, способствует представительству разных политических сил в парламенте. В то же время чрезмерная распыленность мандатов между разными, иногда мелкими, партиями приводила к невозможности сформировать большинство в парламенте и создать правительство, а поэтому в большинстве стран, которые используют пропорциональную систему, введен своеобразный барьер, то есть минимальный процент голосов избирателей, которые должны проголосовать за список партии, чтобы кандидаты от нее могли получить депутатские мандаты. Размеры проходного процента разные: 1% в Израиле, 5% в ФРГ, Швеции, 10% в Турции. Смешанная избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Основным и наиболее простым вариантом такой системы является "линейное смешивание", в соответствии с которым часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной. Классическим примером применения смешанной избирательной системы является ФРГ, в которой 50 процентов депутатов бундестага избирается по земельным партийным спискам, а другие 50 процентов - на основе мажоритарной системы относительного большинства. Немецкий опыт заимствовали большинство посткоммунистических стран, в частности, Украина, Россия, Литва и др. Смешанная избирательная система в новых государствах постсоветского пространства надежней и объективней позволяет отразить политическую структуру общества, приводит к появлению влиятельных политических структур вместо "карманных" партий, которые не имеют популярности среди населения. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии "зеленых" и др.) используют консенсусную систему
Городская деревня и "новый национальный вопрос"
Важнейшим социальным феноменом 20 века, изменившим лицо многих европейских стран, особенно позже вступивших на путь промышленного развития, явилась урбанизация. Ее результатом стало массовое переселение сельского населения в города, возникновение многочисленных индустриальных агломераций и мегаполисов, сложная и противоречивая адаптация ...
Функции политической элиты
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и с ...
Развитие политической мысли на Западе и на Востоке
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Но представления древних еще нельзя назвать, строго говоря, собственно политическими идеями, это был ...