1991-1993 гг. начался процесс формирования новой российской государственной бюрократии, которая достаточно быстро стала приобретать номенклатурные очертания. Представители прогрессистской части советской номенклатуры, пришедшие во власть вместе с представителями демократического движения, воссоздали в президентских и правительственных структурах, сформированных после избрания Б. Ельцина в июне 1991 г. Президентом Российской Федерации, органически присущие им номенклатурные методы и механизмы межличностных взаимодействий и кулуарного принятия управленческих решений. Российская номенклатура достаточно быстро освоилась и адаптировалась к условиям новой конституционной модели и, что самое главное, достигла своей главной изначальной цели - пришла к власти в стране и практически полностью овладела всеми рычагами управления государством. Новая российской номенклатура, представляющая собой тесное переплетение государственной бюрократии и бизнес-элиты и уходящая корнями в советскую номенклатуру, стала главным политическим фактором олигархического типа на российской политической сцене в наше время.
Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности и адекватной системы государственной службы.
При этом приходилось одновременно строить новое государство, приводить в действие механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к суверенизации[5] ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.
В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в единой, неделимой и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы её государственного устройства в условиях современных преобразований - перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности и эффективной системы государственной службы.
Правовая основа российской государственности и государственной службы в конце 1991-начале 1992 гг. являлась довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и на законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России того времени была объективно обусловлена её эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
Политическая система России в начале 90-х годов организовывалась на двухступенчатой основе органов представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооружёнными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента, председатель Конституционного Суда и многие главы администраций на местах.
В одном государственном организме существовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы Советов с её монополией на все властные функции и коллективной безответственностью.
Правовое оформление новой российской государственности и государственной службы осуществлялось постепенно, принятием отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, Указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990г. «Декларация о защите прав и свобод граждан» - основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Изменилась государственная идеология, когда утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек - государству.
В связи с реформированием социально – экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантирующие свободу средствам массовой информации. Важным шагом в правовом оформлении новой российской государственности стала судебная реформа: учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьёзное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.
Ирангейт и дальнейшее развитие кризисных явлений в правление Рональда
Рейгана
История современного президентства в свою очередь может быть разделена на три этапа. Период от Ф. Рузвельта до Р. Никсона (1933-1974 гг.), следуя определению, которое было введено известным историком А. Шлезингером-младшим, обозначают как «имперское президентство». Период правления Д. Форда и Д. Картера – как «ослабленное президентство». ...
Программа "Подростково-молодежные клубы"
Работу по месту жительства Комитет проводит через систему подростково-молодежных клубов. Клубы организуют работу с детьми, подростками и молодежью и позволяют каждому реализовать свои способности, научиться работать в коллективе, получить начальные профессиональные навыки. В Петербурге активно развивается сеть подростково-молодежных клуб ...
Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти
в тоталитарном государстве
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая - единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и ...