Фактически право на официальную информацию является неотъемлемым атрибутом права на участие в делах государства и контроля за деятельностью публичной власти, то есть тех возможностей, ради которых Россия сделала поворот в сторону демократии в 1991 году.
Конституция РФ предусматривает ряд норм, гарантирующих гражданам реализацию их права на доступ к официальной информации (ст.15, ч.2 ст.24 - "не опубликованные законы не применяются"; ч.2 ст.24 - обеспечение возможности ознакомиться с документами, затрагивающими права и свободы гражданина) и права на участие в делах государства (ч.2 ст.3). Однако только федеральным законом от 20.02.1995 г. №24-фз "Об информации, информатизации и защите информации" была законодательно оформлена норма о праве граждан на обращения в органы власти, тем не менее, само право продолжало регламентироваться нормами, принятыми еще в советское время. В соответствии с этим законом Правительство России приняло Постановление от 12.02.2003 г. №98, раскрывающее информацию о деятельности самого Правительства и федеральных органов власти, в том числе через сеть Интернет. Годом ранее (28.01.2002. г., №65) Правительство одобрило федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010)", смысл который сводился к внедрению информационных и информационно-коммуникативных технологий в государственном управлении, устранении его фрагментарности, а также в вооружении гражданина знаниями о его правах и минимизации коррупционогенного личного контакта с чиновником.
Отечественный аналог e-government предполагает за девять лет пройти три из четырех стадий развития электронного правительства: "информационное присутствие" (создание сайтов и виртуальных представительств), "интерактивное взаимодействие" (возможность электронных обращений в органы власти), "транзакционное взаимодействие" (получение государственных услуг и прохождение административных процедур через Интернет).
Переход на четвертую стадию - "трансформация государственных бизнес процессов" (участие граждан-клиентов в системе принятия решений) представляется нецелесообразным в условиях демократического транзита и низкой степени охвата населения информационными системами общего пользования.
Логическим продолжением 98-ого Постановления стал XII-ый раздел Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 г.
№452. Регламент определил общие контуры системы работы с обращениями граждан. Для рассмотрения обращений, поступивших по почте, отводится 30 дней, через сеть Интернет - 5 дней.2.05.2006 г. Президент России подписал федеральный закон №59-фз "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который заменил собой все прежние советские нормы.
Закон определил три вида обращений: предложение, заявление или жалоба, то есть данный акт не дает права на получение официальной информации, а лишь дает возможность получить мотивированное разъяснение. Более того, закон уже не проводит дифференциацию между почтовым и электронным обращением в части срока рассмотрения.
Сон разума рождает чудовищ
Недавно «Литературная газета» (№ 2-3 с.г.) опубликовала важную выдержку из книги депутата Госдумы РФ А.Хинштейна «Сказка о потерянном времени». Освещая деяния Леонида Брежнева и, естественно, других лидеров нашего отечества, автор, так или иначе, исследует более широкую, более глубинную проблему современного социума. А именно: роль лидер ...
Особенности участия периодических печатных изданий.
Федеральным законом об основных гарантиях не установлено требование об обязательном предоставлении бесплатной печатной площади редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Объемы платной и бесплатной печатной площади устанавливаются конкретными законами о выборах применительно к периодическим печатным издани ...
Разграничение понятий информирования и агитации и
связанные с этим ограничения свободы массовой информации
Новеллой Федерального Закона «Об основных гарантиях…» стало разграничение информирования избирателей (в том числе публикация опросов общественного мнения) и предвыборной агитации. Оба эти процесса объединяются понятием «информационное обеспечение выборов». Выиграло от этого, в первую очередь журналистское сообщество, получившее гарантии ...