Из вышеизложенного видно, что можно точно спроецировать концепцию «интенсификации коммерческих усилий», применяемую продавцами товарных рынков, на политический рынок.
Во-первых, можем отметить что тот же высокий уровень интенсивности психологического воздействия на избирателей, во многом парализующего волю для осуществления взвешенного политического выбора.
Во-вторых, для него характерен широкий спектр манипулятивных приемов воздействия для выделения товара, в преимущественной продаже которого заинтересован продавец.
Это становится ясным, если исходить из определения манипуляции как скрытого, неявного информирования и программирования намерений реципиента (избирателя), построенного на игнорировании политической элитой его воли, «относящейся к нему как к средству, орудию исполнения чуждых ему интересов».
Важно также и то, что конечной целью «интенсификации коммерческих усилий» выступает получение прибыли за счет роста спроса. Это в корне отличается от цели маркетинга как получения прибыли за счет обеспечения удовлетворенности потребителей.
Представляется, что в долгосрочной перспективе маркетинг более экономичен как в инвестиционном и обеспечительном планах, так и в плане сокращения издержек на реализацию решений в лояльном и поддерживающем начинания власти обществе.
В краткосрочной перспективе маркетинг как политическая услуга интересен тем, что дает возможность занять свободную нишу «цивилизованного» подхода к продвижению политического продукта, сделать политика и поддерживающую его группу влияния временными монополистами, использующими дефицитные технологии неценовой конкуренции. Это приносит серьезные электоральные очки, что показала уже не одна политическая кампания.
Учитывая специфику современного политического рынка, можно сформулировать аналог концепции «интенсификации коммерческих усилий» в политике — концепцию «интенсификации политических усилий» в ходе продвижения продукта политического рынка.
Ее характерными чертами выступают:
а) сосредоточение на потребностях властных элит;
б) использование широкого спектра манипулятивных приемов воздействия, недобросовестной конкуренции;
в) игнорирование потенциального отношения населения к политическим приобретениям, осуществленным под влиянием этих приемов.
Современный арсенал политтехнологов достаточно велик. Он регулярно пополняется «новинками» политического рынка, где заказчиками выступают политики, а продавцами — политконсультанты.
Основные тактические направления
Тактические решения, проводимые в плоскости «кандидат — электорат», могут различаться очень сильно. В значительной мере это определяется и различием тактических задач, стоящих перед кандидатом и его имиджмейкерами (нужно ли кандидату получить или только сохранить власть, какие у него козыри, чем «подмочена» его репутация и т. п.). Успешн ...
Партийные системы
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Важным вопросом в характеристике партийных систем явл ...
Влияние ментальных особенностей и традиций на формирование политических элит Ближнего Востока
Политическая элита относится к привилегированному слою общества, формирующему нормы политической жизни и оказывающему в переходном обществе определяющее влияние на управление государством. Деятельность политической элиты, в свою очередь, подчинена определенным канонам, складывающимся в течение всей истории развития общества, распростране ...