охватывают период с 1990-х гг. до сегодняшнего дня, хотя, учитывая исторический экскурс, рамки простираются несколько шире: от средневековых расколов в исламе, складывания в нем различных течений, в том числе экстремистских, которые проявляют себя, в основном, в XVIII-XIX веках. Территориальные рамки
работы охватывают страны исламского Востока, где распространяются различные течения ислама, а также современную Россию и постсоветское пространство.
Цель и задачи данного исследования основаны на принципах историзма и системного подхода. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии, а также с учетом изменений конкретной обстановки в регионе и мире на изучаемом отрезке истории. Применение системного анализа позволило оценить исследуемые факты и события в их общеисторическом значении с учетом страноведческой конкретики. Кроме того, системный подход позволил определить общие тенденции и закономерности межгосударственных отношений и влияния на них религиозного фактора во второй половине XX - начале XXI вв.
Обращение автора к методологии марксизма вполне закономерно вследствие наличия связи между экономическими и внешнеполитическими интересами России. Моделирование истории, как совокупности цивилизаций, с присущим ей интересом к конфессиональному и ментальному факторам позволило расширить теоретическое и информационное пространство исследования.
Применение сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных международных событий и факторов ислама на политику России как внутри страны, так и с сопредельными территориями, особенно со странами СНГ, а также с теми странами-соседями, которые относятся к поясу ислама.
В данном исследовании использовались также классификационный и проблемно-хронологический методы. Практическое использование в работе научных возможностей различных методологий помогло решению поставленных задач и способствовало разностороннему анализу политики России в современном мире, а также оказало огромную помощь в работе с источниками и при разработке концепции данной работы.
В интересах всестороннего освещения избранной темы настоящее исследование опирается на широкий круг источников и литературы, главным образом на опубликованные документы, на прессу и публицистику, а также на данные, полученные из информационно-поисковых систем, размещенных в глобальной сети Интернет. В современной западной литературе существует более 100 определений терроризма и экстремизма. По мнению многих специалистов, терроризм представляет собой специфическую форму вооруженного насилия. "Угроза применения насилия,- утверждает Б.Дженкинс,- индивидуальные акты насилия или кампания насилия, возбуждающие чувство страха, могут быть определены как терроризм". "Терроризм, - утверждает Б.Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов,- есть мотивированное насилие с политическими целями". В книге "Терроризм: теория и практика", изданной в США в 1979 г., терроризм определяется как "угроза использования насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания".Традиционалисты выступают за сохранение ислама таким, каким он сложился в период добуржуазных социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений. Они противодействуют каким-либо переменам - как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания являются представители официального духовенства, поддерживающие правящие режимы.Модернисты стремятся реформировать, приспособить мусульманскую догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие. Носителями этого типа религиозного сознания являются, в частности, сторонники "исламского социализма".Наибольшую угрозу представляют радикализм и экстремизм фундаментализма, вследствие чего его часто называют "воинствующим исламом". Фундаменталисты считают вполне допустимым использование террора и насилия для достижения поставленных ими целей, как правило, политического характера.Таким образом, исламский фундаментализм - это религиозно-политическое течение в исламе, который связан с деятельностью общественно-политических, экономико-социальных, культурно-просветительских и элитных группировок, использующих в своей практике лозунги, призывающие к построению государства на основе принципов раннего, времен пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов, ислама. Радикализм определим как решительное, бескомпромиссное осуществление намерений внедрить «истинный ислам» в политику и повседневную жизнь общества. Исламский радикализм – это совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы общества в целом.Что касается "экстремизма", то в отечественной литературе он определяется как приверженность к крайним взглядам и действиям в идеологии и политике. Для современного экстремизма характерны выбор, отстаивание и применение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств.Определение понятия "исламский экстремизм" содержится в научном отчете Российского института стратегических исследований "Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России", где под данным феноменом понимается использование различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти, таких методов ведения борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства воздействия на государство, общество, личность в политических или криминальных целях. Его признаками являются: - применения в качестве основных методов насилия и устрашения; - стремления оправдать свои действия высокими нравственными мотивами, необходимостью достижения политических или идеологических целей; - нанесения ущерба третьим лицам, то есть людям, непосредственно не участвующим в конфликте; - публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер террористических акций;- терроризм оправдывается его идеологами как последнее средство борьбы с более сильным противником.Современный терроризм - явление неоднородное как в идеологическом плане, так и в том, что касается мотивации действий, масштабов осуществления акций, средств и целей. Например, в "Белой книге российских спецслужб" выделяются следующие направления в современном терроризме: социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно[1].Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма является терроризм исламский. Он многообразен, в нем представлены борющиеся между собой группировки различных исламских направлений, течений, сект, учений (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.).По данным западных спецслужб, число исламских террористических организаций выросло с 13 в 1968 г. до 100 в 1999 г., а общее число активных членов организации, способных совершать террористические акты, составляет около 50 тыс. человек. К числу исламских террористических организаций можно отнести следующие фундаменталистские движения и группировки: в Египте - "Братья-мусульмане" и их зарубежные филиалы, "Гамаа исламия", "Джихад ислами"; в Иордании - "Воины Аллаха"; в Ливане - "Хезболлах", "Джамаа исламия"; в Йемене "Аль-ислах"; в Саудовской Аравии - "Аль-Фад-жар"; в Пакистане - " Танзим даават уль-Иршад", "Харакят-уль-Ансар"; в Афганистане - "Гамаа аль-афган аль-моджахедин" и "Талибан"; в Турции - "Боз курт" и т.д. На Северном Кавказе к таким организациям можно причислить многочисленные группировки ваххабитского толка - "Исламские джамааты", "Армия имама" и др. В самое последнее время после дагестанской войны появились новые работы по данной проблеме. Среди них следует отметить дагестанских ученых З.С. Арухова, Э.Кисриева, рассмотревших проблему экстремизма в современном исламе.
Заключение.
В основной части работы мы проанализировали вопросы, касающиеся государственной власти, а также различные аспекты государственной политики. В заключение отметим, что фактором, определяющим государственную политику, стало изменение геополитического положения России, потеря ею статуса сверхдержавы. Согласно Концепции национальной безопасно ...
Генезис холодной войны
Лидеры всех трех союзных держав стали серьезно задумываться о переустройстве мирового порядка задолго до окончания второй мировой войны. Особенно тщательно эти планы разрабатывались в администрации Рузвельта, поскольку подавляющая часть американской правящей элиты была согласна, что США, как сильнейшая мировая держава, должны будут взять ...
Религия как фактор политической жизни общества
Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном. Структура полит ...